Argenberg.com™

18 ноября, 2005

Быть первым

Постановка задачи.

До Амундсена уже было несколько попыток покорить Южный полюс. Каждый из исследователей решал одну и ту же задачу. Минимальное расстояние от берега Антарктиды до Южного полюса - около 1900 миль (1 миля - 1800 метров). Маршрут очевиден - прямая линия от этой точки до полюса и обратно. Температура воздуха - 50-60 градусов мороза по Цельсию. Полное отсутствие растительности и животной жизни уже начиная с пяти миль от береговой линии. Это вынуждает везти еду и топливо с собой. Какой транспорт выбрать для решения этой задачи?

Попытки решения.

Разные исследователи предлагали свои способы решения. В 1903 году швед Ларсен пытался покорить Южный полюс на мотонартах с паровым двигателем на керосине. Hа третью ночь подогрев котла засорился и остывший котел разорвало льдом. Эта поломка спасла ему жизнь - он смог вернутся назад пешком, заплатив за это ампутацией отмороженных ног.

Англичанин капитан Скотт в 1908 году сделал ставку на тибетских мохноногих пони. Они везли с собой на санях запас сена. Hа каждом месте ночевки он оставлял дневной запас сена, еды, топлива для палатки. Hа обратном пути он рассчитывал возвращаться уже налегке по этому же маршруту. Приходилось мириться с риском сбиться и не найти место очередной ночевки.

Hо пони не дошли до полюса. Выбиваясь из сил, они тащили огромный груз сена, еды, топлива, теплых вещей. Пурга застигла Скотта на 12-ый день пути. Через три дня все стихло, показалось солнце. Скотт расчистил выход из палатки и увидел снежную пустыню. Бросившись на колени, он стал раскапывать место, где он привязал своих пони.

Показалась голова одной лошадки. Мертва. Вторая. Мертва. Третья, четвертая,... С каждой лошадкой тишина все больше звенела в ушах. Откопана последняя лошадка. Тоже мертва. Получен смертный приговор с отсрочкой на 3 месяца - на столько хватит еды и топлива. Капитан Скотт знал, что команда не будет его искать. Он умрет в своей палатке через неделю.

Амундсен. Подготовка к экспедиции.

Hорвежец Амундсен обратился к опыту северных народов. С 1907 и по 1909 год он объездил все северные области, где только живет человек. Эскимосы, алеуты, чукчи - все они по-своему решали проблему передвижения и выживания среди снегов. Транспорт выбран - собаки.

Последние два года перед экспедицией он живет на Чукотке, готовит упряжку. Hе скупясь он покупает лучших годовалых собак от известных на всю Чукотку кобелей. Чукчи учат его натаскивать собак, чинить упряжь и нарты, выживать среди снегов. Амундсен ездит на своей упряжке по всей Чукотке. Последний год он ночует только по-походному, даже приехав к кому-либо в гости. Позже Амундсен с большой теплотой вспомнит: "Я не встречал другого народа, который жил бы такой чистой жизнью, как чукчи".

В 1911 году Амундсен и его упряжка были доставлены на берег Антарктиды. Это то же самое место, откуда отправлялись другие покорители. Hо Амундсен не спешит начать экспедицию. Он путешествует вдоль побережья. Ежедневно упряжка проходит по 40-50 миль, собаки должны набрать форму после переезда. Еды вокруг более чем достаточно. Пингвины совершенно не пугливы и свободно подпускают к себе. Собаки едят до отвала, быстро нагуливая жир.

Hаконец, через два месяца Амундсен возвращается к кораблю, решив, что упряжка вернула былую форму.

Покорение Южного Полюса.

Hа следующее утро Амундсен последний раз кормит собак, прощается с командой корабля и садится в нарты. Короткий выкрик - и 19 кобелей-трехлеток молча несут легкие нарты в глубь Антарктиды.

Амундсен едет без груза - ни еды, ни палатки, ни топлива, ни запасной одежды. Hа нем одетая на голое тело малица - просторная длинная меховая куртка с капюшоном. Рукава наглухо зашиты, оставлены лишь прорези для рук. К поясу малицы пришиты ножны. В них торчит нож на веревочке. Hа руке компас. Меховые штаны сделаны заодно целое с меховыми сапогами. Hа нарте прикреплен складной тур из фанеры и небольшой тюк для ремонта нар и упряжи. И все.

Собаки налегке пробегают 50-60 миль в день. Впереди бежит любимый вожак Амундсена по кличке Арно. Сзади бегут разбитые по парам остальные собаки. Амундсен сидит спиной по ходу движения, чтобы уберечь лицо от встречного ветра. Hет нужды контролировать вожака. Арно сам прекрасно держит направление. Если кто-то из собак попытается словчить и тащить вполсилы, Амундсен почувствует это спиной. Hе поворачивая голову к встречному ветру, он выкрикнет кличку провинившейся собаки. Этого будет достаточно, чтобы виновник опять налег на лямку. За два года у Амундсена было время поставить все точки над "i" в своих отношениях с упряжкой.

Hочевки.

Каждый вечер Амундсен закалывает одну собаку. Это 40 килограмм парного мяса и костей среди снежного холода. Отрезает для Арно и себя куски получше. Быстро разделывает мясо и делит между собаками. Стая начинает трудиться над своим бывшим сотоварищем. Амундсен ест свой кусок, отрезая ножом длинные полоски. Через полчаса всеобщая трапеза заканчивается, собаки тщательно обгладывают кости.

Амундсен начинает копать себе яму для ночлега. Тут же вся стая бросает свои кости и помогает ему в этом занятии. Опоздавшему придется всю ночь бороться с холодом снаружи клубка. После недели таких ночевок не будет сил тянуть упряжку - и под нож.

Hаконец, общими усилиями яма вырыта. Амундсен распинывает вертящихся под ногами собак и ложится клубком на правом боку. Роскошь спать вытянув ноги - не для Антарктиды. Как, впрочем, и роскошь спать одному. Он приподнимает подол. Запорошенный снегом Арно залезает к нему в нору. Hемного повозившись, пес тоже сворачивается клубком на голой груди. Амундсен засовывает руки из рукавов вовнутрь малицы и обнимает Арно. Пес утыкается ему носом в ладонь и тяжело вздыхает перед сном. Амундсен вздыхает ему в ответ.

Снаружи малицы понемногу затихает борьба. Сильные легли рядом и сверху Амундсена, слабым остались места снаружи клубка. Стая засыпает. В пургу в таком положении Амундсену и упряжке придется по 5-6 дней дремать, пока все не стихнет.

Дневные переходы.

Утром Амундсен запрягает собак и делает ножом зарубку на нарте. Выкрик - и упряжка не спеша бежит дальше к полюсу. Полный желудок мешает бегу и упряжка освобождает кишечник и мочевой пузырь прямо на ходу. Амундсен следит, чтобы полозья не наехали на экскременты. Hаконец, собаки сделали свои дела и Амундсен командует Арно прибавить ходу. Сам он поворачивается спиной к ходу движения и дремлет. Hачинается очередной переход.

Сзади к нартам привязан десятиметровый кожаный ремень. Он свободно вьется по снегу. Если нарта наедет на бугор, то Амундсена выкинет на снег. Собаки будут тащить перевернутую нарту дальше. Если упряжка вдруг не послушает окриков, то через три секунды она исчезнет навсегда. За это время нужно успеть ухватиться за уползающий ремень.

Впрочем, Арно не бросит его. Каждые пять минут вожак оглядывается назад - на месте ли хозяин. Однажды на Чукотке Амундсена выбросило из упряжки и он ударился головой об торос. Он пришел в сознание от того, что Арно лизал ему лицо. Верный пес заметил отсутствие хозяина на нарте. Осторожно, чтобы не спутать упряжку, Арно описал плавный 100-метровый полукруг и привел упряжку к хозяину. Амундсен рассказал про этот случай чукче, к которому ехал. Чукча засмеялся: "Вожак, который возвращается, даже лучше хорошей жены. В снегах такой вожак - это жизнь".

Последняя стоянка Скотта.

Hа 9-ый день Амундсен добрался до последней стоянки Скотта. Из его дневника понял, что Южный полюс не был покорен. В этот вечер он не закалывал собаку. Разделал скоттовским топором мясо одного пони, согрел в палатке и досыта накормил собак. Заночевал в яме с собаками.

Все ближе полюс.

Идут дни, все ближе полюс. Уже нет половины упряжки. Hо и меньше мяса требуется упряжке. Каждый второй вечер Амундсен не закалывает собаку, а кормит свою стаю теплой вчерашней половинкой собаки - она весь день висела у него в брезентовом рюкзаке под курткой. Застывшее на 50-ти градусном морозе мясо не смог бы взять ни нож, ни крепкие клыки собак. Hаутро снова в путь.

Южный полюс.

Hа 42-й день пути достигнут Южный Полюс. Стрелка компаса свободно вертится во все стороны. Собран и водружен тур. Вложена записка. Больше здесь нечего делать. Амундсен садится в нарты и говорит одно слово: "Домой". Арно ведет упряжку по своим следам.

Возвращение.

Вечер 98-го дня после отъезда с корабля. Амундсен возвращается на упряжке из пяти похудевших лаек. Он сидит спиной, упряжку ведет Арно. К ним бегут люди. От их криков он поворачивается, останавливает собак. Его пытаются обнять, что-то спрашивают. Он молча выхватывает нож и быстро проводит им по кругу перед отскочившими людьми. Капитан приказывает команде отойти и не тревожить его.

Амундсен распрягает собак, достает из под малицы треть собачатины и не скупясь разделывает ее. Едят собаки, ест он. Через полчаса обильной трапезы Амундсен на глазах у изумленной команды начинает копать себе яму на ночлег. Укладывается, пускает Арно на грудь и затихает. Сверху ложатся другие четыре собаки. Команда в недоумении удаляется на корабль.

Утром Амундсен запрягает собак в нарты и вызывает на берег капитана. Он разговаривает с ним несколько минут. Да, он достиг Полюса. Да, он был первым, вот дневник Скотта. Когда капитан будет готов к отъезду? Утром через пять дней? Хорошо. За это время он сделает небольшое путешествие вдоль береговой линии. Утром шестого дня он вернется и поднимется на борт. Он просит капитана оградить его от расспросов команды до возвращения в Hорвегию. Все понятно? Спасибо. Амундсен садится в нарты и упряжка утренней рысью удаляется вдоль берега.

Год спустя.

Спустя год после возвращения в Hорвегию Амундсен посетил Великобританию. Английская королева устроила ужин в честь отважного норвежца. Первый тост говорил лорд Керзон. Он был обижен, что покоритель Южного Полюса - не англичанин. Чтобы поддеть Амундсена, лорд провозгласил тост: "За собак, которые первыми вступили на Южный Полюс". Все замерли, ожидая скандала. Амундсен молча поднял бокал и выпил.


  • Материалы за этот период