08 апреля, 2006
4000 лет под Солнцем
В моем бессознательном глубоко сидят образы величия древнеегипетской цивилизации.
Интересно, что основной вспрыск впечатлений, навсегда оставшихся в моей самой глубокой памяти, был произведен не во время чтения книжек о Древнем Египте в детстве, и даже не возле пирамид долины Гиза.
В Гизе я пробыл половину дня с семи утра до примерно часа. Сначала я безудержно метался в Ливийской пустыне между пирамидами-гробницами фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), сооруженных в первой половине 3-го тысячелетия до н. э. и причисляющихся к "семи чудесам света". Это величественный комплекс.
И для большинства величие Древнего Египта на этом комплексе и заканчивается, для кого-то - на фотографиях в книгах, а для кого-то на фотографиях, что они сделали выйдя из автобуса на час, пока их обратно в автобус не загнали, чтобы снова везти куда-то дальше. Что они смогут прочувствовать за этот час? Особенно в толпе. Тут нужен интимный контакт один на один.
Эти пирамиды стоят уже шесть тысяч лет, а они думают они могут что-то понять за один час? Рядом с автобусом. Они не могут всецело проникнуться величием этих пирамид, потому что их мысли заняты автобусом, гидом, фотосъемкой, совместными вздохами. И точно спланированным графиком. Пирамиды стоят 6000 лет, и у них есть целый час.
Только одинокий странник долины Гиза, не знающий что с ним будет сегодня вечером, и где он окажется - в Гизе, Каире, или Александрии, или еще где-то, Бог знает где, поймет это величие.
Вдоволь наметавшись, намотав с десяток километров и устав, я понял что *эта* культура и *это* величие не приемлет такого подхода. Я понял что мне нужно остановиться. И остановить время. Я пытался остановить время рядом с пирамидами Гиза. Я сел на песок и сидел целый час смотря на караван верблюдов в километре от меня. Потом я развернулся и смотрел целый час на пирамиду Хафра.
Сухой воздух пустыни обтекал меня, а вдали стояла пирамида. Она была совсем как рядом, но на самом деле она была далеко, просто она была очень большая.
Однако величие пирамид Гиза меркнет в сравнении с величием, которым я проникся в совсем другом месте, а именно, Каирском национальном музее на центральной площади Тахрир в Каире. Это огромное высокое здание, с основанием около 150 метров и двумя этажами, каждый по 10 метров. Следуя по часовой стрелке вы имеете уникальную возможность наблюдать зарождение, развитие и смерть самой великой мировой цивилизации.
Египетские студенты и ученые со всего мира проводят там время не днями, а целыми неделями, изучая по отдельности разные периоды Великого царства. Есть даже такая наука - египтология. В западном научном мире это отдельная, полноценная научная дисциплина.
Я шел крестным ходом целый день, с утра до вечера. Через несколько часов у меня уже перестала соображать голова, и все впечатления складывались куда-то в бессознательное. Я очень устал в конце дня физически, но еще больше я устал морально. За этот день я получил наверно месячную дозу впечатлений, и я никогда не забуду этот день - он так сильно впечатался в моей памяти, что мне часто снится Древний Египет, все его 4 тысячи лет, все эти кошки, статуи и фигуры.
Мне до сих пор снится во сне и наяву Ранее царство и Древнее царство, Среднее царство и Новое царство. Я представляю себя молодым фараоном под жарким Египетским солнцем. И еще мне снится Позднее царство и смерть этой великой культуры.
Так больно и так тяжело было наблюдать смерть великой цивилизации под Александром Македонским и Римско-Византийской империей. Великие, возвышенные кошки и статуи, медленно от зала к залу, превращались в какие-то банальные римско-греческие головы. Великая египетская вязь - в какие-то жалкие греческие буквы.
Эти образы навсегда останутся во мне. Перед моими глазами восходили величайшие произведения изобразительного искусства и архитектуры, они поражали меня своим величием, грандиозностью и мощью. Нигде до этого я не видел столь зрелых и совершенных скульптурных портретов, столь ясных и монументальных архитектурных форм.
Египет - древнейшее государство мира, а его искусство - самый ранний и самый объемный вклад в историю культуры всего человечества. Никогда еще человек и его жизнь не играли в искусстве такой важной роли. И хотя в Древнем Египте образ человека был связан с религиозным культом, с прославлением и обожествлением правителя, мастера выражали в своих произведениях внутреннюю значительность и силу человеческих чувств.
Искусство Древнего Египта живо! Оно живее всех живых!
И оно живет во мне!
Больше всего Египтяне любили солнце.
Кто понял величие Солнца, тот понял красоту жизни на Земле. Египтяне поняли эту красоту еще 6000 лет назад.