Argenberg.com™

17 сентября, 2006

Московский стиль

Откуда он вообще взялся - московский стиль, и что это такое? Я вам сейчас объясню. Простыми словами, чтобы все осознали, как знаем мы с вами. Чтобы не надо было вам читать килограммовые тома теоретиков-культурологов, искусствоведов, историков и архитекторов.

Древняя Москва, Кремль, православие, и вся русская культура - это Византия в умах и Италия в архитектуре. Советская Москва, город сталинского модерна, это тоже Византия, подкрепленная фундаментальным римским и даже египетским началом.

Кремль нам построили итальянцы. Европы им было мало для культурного влияния, решили еще задать свой стиль Москве, что они благополучно и сделали.

Среди итальянских мастеров, принимавших участие в постройке Московского Кремля, самым заметным был Аристотель Фиоравенти. Поэтому сложилось мнение, что он и был главной фигурой. Между тем оказывается, что проектировал основные сооружения Кремля - башни, стены - один полузабытый человек. В Европе только две таких крепости - в Москве и Милане. В то время они были похожи, как близнецы. Потому что островерхие шатры на московских башнях были надстроены значительно позднее. Фамилия этого человека написана с внутренней стороны Спасской башни: "Пьетро Антонио Солари, Миланец".

Основным проектировщиком Кремля был Пьетро Антонио. Пьетро Антонио Солари происходил из миланских Солари, у которых все члены семьи были связаны с искусством и инженерией. Если учесть, что все мастера Милана так или иначе встречались на работах для двора Лодовико Моро, дяди герцога Джан Галеаццо Сфорца, если учесть, что все Солари по каким-то причинам покинули Милан около 1490 года, то есть в год приезда Пьетро Антонио в Москву, если учесть, что Христофор Солари был учеником Леонардо да Винчи (сейчас это официально признано), если учесть, что Леонардо да Винчи как раз в это время строил Миланский кремль, то становится понятным, почему русские послы для такого важного дела пригласили никому не известного юношу Пьетро Антонио Солари, а не поручили строить Кремль европейской знаменитости Фиоравенти.

А забывчивость официальной истории по отношению к Пьетро Антонио объяснима: кому охота признаваться, что Кремль Москвы, третьего Рима, строил второстепенный инженер? Поэтому - да здравствует Аристотель Фиоравенти! А ведь получилось, что в лице Солари пригласили самого Леонардо да Винчи, одного из самых загадочных людей в истории.

Строитель Московского Кремля - ученик Леонардо да Винчи. Это хорошо, это отлично, это меняет многие представления о Европе и о связях России с Италией.

Главный храм Кремля, в котором совершались важнейшие церемонии - венчание на царство и постановления глав русской церкви, - Успенский, сначала строили местные умельцы, но после того как простоявший считанные дни собор рухнул от небольшого землетрясения, великий князь Иван III почел за лучшее обратиться к итальянским зодчим. Мастер на все руки Аристотель Фьораванти из Болоньи сперва поездил по нынешнему Золотому кольцу, постигая местные вкусы, вдохновился Успенским собором во Владимире, и к 1479 году новый московский собор - первый, между прочим, опыт болонца в архитектуре - был готов. Спустя два года его расписал Дионисий, русский Боттичелли.

Самый красивый кремлевский собор - работа еще одного итальянца, на этот раз венецианца Алевиза Нового (о Венеции напоминают раковины в навершиях фасадов), - был закончен в 1509 году. Здесь покоятся Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный со своими несчастными сыновьями, Михаил и Алексей Романовы - всего более полусотни надгробий. "Вот святилище истории российской! Сии безмолвные гробы красноречивы для того, кто, смотря на них, вспоминает предания московских летописей", - восклицал по поводу Архангельского Карамзин.

У южной стены - гробницы великих московских князей и их ближайших родственников. У западной - удельные князья. У северной - князья, впавшие в немилость. Иван Грозный, поскольку первый русский царь, покоится в отдельной царской усыпальнице в алтаре. Захоронения членов династии Романовых расположены у столпов в центре собора. Ввиду того что храм был особо связан с царской фамилией, и фрески в нем особенные. На стенах более 60 портретов разных особ княжеского рода, от Ольги и Владимира до Андрея Боголюбского и Александра Невского, написанные, понятно, по воображению.

http://www.kreml.ru/

Когда будете гулять по Арбату, вашему взору откроется величественное здание МИД'а. Откроется несколько раз. Лучше если это будет вечер, и это громада будет подсвечена. Всем кто бывал в Риме и бродил по его улочкам, эта громада что-то напомнит, если не по стилю, то по чувству - по фундаментальности, по объему, по масштабу, по размаху. Похожих зданий в Москве восемь. Самые большие из них - МИД (190 метров в высоту) и МГУ (240 метров).

В ансамбле восьми высоток, заложенных одновременно в день празднования 800-летия Москвы, МГУ (архитектор Лев Руднев), играл первую скрипку. Играет и теперь, но надо учитывать, что это только часть замысла (в первом проекте Университет, кстати, имел статую вместо шпиля). Первым знаком перемен после смерти Сталина, как известно, стала борьба с "архитектурными излишествами". Само собой, МГУ, который должен был распространиться на километры вглубь Воробьевых, оказался самой крупной жертвой развернувшейся борьбы, поскольку, как и ВДНХ, 240-метровый Университет на Ленинских горах - "сплошное излишество, от планировки до исполнения".

Здания МИД'а и высотки на Красных Воротах венчают египетские колонны по стилю Нового Царства в Люксоре. Смотрится очень мощно, даже чересчур. Вот так в московский стиль, и без того сильный, привнесли древнеегипетской вечности.

И последнее. Когда будете гулять по Красной площади, делайте это обязательно под солнечную погоду, и под музыку второго диска альбома Live At Grand Hyatt Dubai (2006) John Digweed'а. Солнце, небо, Красная площадь, великая столица великой страны с великой историей, и этот фундаментальный, качающий progressive house очень хорошо подходят друг для друга.


  • Материалы за этот период