17 января, 2007
Пустыня и вечность
English Patient (1996) ("Английский пациент") - фильм-адаптация режиссера Anthony Minghella одноименной новеллы Michael'а Ondaatje.
Длинная, трехчасовая эпическая история повествует о воспоминаниях смертельно-обоженного человека, его канадской медсестры, вора, и индийского сапера британской армии, в самом конце Второй Мировой войны, в итальянском монастыре в Тоскане на юге Флоренции.
Этот смертельно-раненый человек, Laszlo de Almasy, известный австро-венгерский исследователь пустыни Сахара, прикованный к кровати, живущий в основном инъекциями морфина, в последние дни своей жизни вспоминает куски своей собственной жизни. Его воспоминания напоминают мозаику, которая постепенно складывается в одну эпическую картину с трагическим финалом.
В фильме последовательно показываются сцены жизни юга Флоренции и африканской пустыни на юго-западе Египта. Стройные кипарисы юга Флоренции и итальянские монастыри эпохи Возрождения чередуются со знойной желтой африканской пустыней.
На фоне пустыни разворачивается история необъятной любви между двумя людьми, Almasy и Katharine, очень красивой женщиной, которую в фильме играет Kristin Scott Thomas.
Эта великая любовь зарождается в этой великой необъятной пустыне и пустыня забирает ее себе. Любовь сильна, но пустыня сильнее. Любовь необъятна, но пустыня необъятнее. Любовь глубока, но пустыня глубже.
Фильм повествует о глубоких, сильных чувствах, которые разворачиваются и как бы тонут в этих необъятных просторах. Фильм - о космосе человеческой души и космосе Вселенной, как одном объекте, а точнее как о двух проявлениях одного и того-же объекта.
В предсмертных воспоминаниях Almasy последовательно разворачивается тайна и напряжение этой истории пока не приводит к финальному откровению. Его воспоминания также осязаемы, эмоционально глубоки и реально ощутимы, как и текущий момент, показывая как человеческая память может устранить ограничения времени.
Almasy говорит что он не может вынести света солнца от окна, и в тоже время в его памяти рождаются яркие и живые образы пустынных египетских ландшафтов.
В монастыре на юге Флоренции, на больничной койке, перед смертью Almasy теряет ощущение времени, так же как потеряла его Katharine в пещере где он ее оставил и дал обещание вернуться за ней.
Оставленная в глубинах пустыни, в пещере, в полном одиночестве, в темноте, Katharine, пишет в дневнике: "Сколько длится день в темноте? Или неделя?". Умирая в пещере, она пишет: "Я знаю когда-нибудь ты унесешь меня в дворец ветров. Это все чего я хотела, уйти в такой место вместе с тобой, с друзьями, на земле без карт...":
My darling, I'm waiting for you - how
long is a day in the dark, or a week?
...the fire is gone now, and I'm
horribly cold. I really ought to
drag myself outside but then
there would be the sun...
I'm afraid I waste the light on the
paintings and on writing these words...
We die, we die rich with lovers and
tribes, tastes we have swallowed...
...bodies we have entered and swum up
like rivers, fears we have hidden in
like this wretched cave...
...I want all this marked on my body.
We are the real countries, not the
boundaries drawn on maps with the
names of powerful men...
...I know you will come and carry me
out into the palace of winds, the rumors
of water... That's all I've wanted -
to walk in such a place with you, with
friends, on earth without maps.
The lamp's gone out and I'm writing
in the darkness...
Ее смерть становится освобождением от границ времени и политических границ, разделяющих мир. Что-то освобождает ее, уносит ее в эту великую стихию ветров в пустыне, увлеченную и погруженную огромной любовью Almasy.
Камера взлетает и показывает пустыню, пустыню до самого горизонта, желтые песочные барханы до самого горизонта.
Интересно что фильм "Английский пациент" получил 9 (девять) оскаров из 12 номинаций. Есть только 8 фильмов, получивших 9 оскаров и выше. Мне казалось это глубокий alternative. Как-то он у нас незаметно прошелся в 1996 году...
Горы - это сильно. Но пустыня - еще сильнее. Любовь рождается из пустыни, а пустыня рождается из пустоты. Горы влекут, но пустыня влечет еще сильнее. Пустыня влечет как безвоздушное пространство.
Место в котором разворачивается история - это горный хребет Jebel Uweinat, на плато Gilf Kebir, на границе Египта, Ливии и Судана. Увидеть эту пустыню и эти ветра... Увидеть эту пустыню и жить вечно.
Я закрываю глаза и могу почувствовать что я уже там. И я буду там когда-нибудь.