Argenberg.com™

26 августа, 2007

Смольный

Смольный институт - типичное творение Джакомо Кваренги: все симметрично, цвет желто-белый, вход в парадный зал отмечен портиком с треугольным фронтоном. Здесь с 1808 года размещался первый и самый известный институт благородных девиц, готовивший дворянских девушек к семейной и светской жизни. С конца XIX века заведение потеряло былой престиж, дворянские девушки отдали предпочтения гимназиям и высшим женским курсам. В 1917 году в Смольный институт вселились Всероссийский центральный исполнительный комитет и Петроградский совет солдатских и рабочих депутатов. В сентябре председателем Петроградского совета был избран Лев Троцкий, и здание превратилось в большевистскую штаб-квартиру. В ночь с 7 на 8 ноября Второй съезд Советов фактически передал большевикам власть в стране, легитимизировав Совет народных комиссаров во главе с Лениным.

25 октября в 2 часа 40 минут ночи было объявлено об аресте Временного правительства. В Смольном, где заседал II Съезд Советов, Ленин вышел на трибуну и сказал, по-дворянски грассируя: "Социалистическая революция, о необходимости которой так долго говорили большевики, свершилась".

Здесь в одном из захламленных классов, где еще недавно смолянки читали Лафонтепа, группа никому не известных интеллигентных еврейских маргиналов создала власть, которая правила Россией 64 года. Под утро в гимнастическом зале жены постелили на соседних матах постели двум новым хозяевам одной шестой части суши - Ленину и Троцкому. Председатель Совнаркома все не мог уснуть и спрашивал смертельно уставшего наркома иностранных дел, как он думает, продержится ли новое правительство, скажем, неделю.

С марта 1918 года в Смольном обитала только городская власть, представленная сменявшими друг друга коммунистическими проконсулами. Место оказалось гиблым. Здесь Зиновьев пытался сделать красный Петроград столицей мировой революции и руководил расстрелами "бывших", но был смещен и после долгих унижений обнимал сапоги своих палачей на Лубянке. Отсюда Киров приказывал взрывать храмы и определял сроки соловецкой каторги епископам и профессорам, пока не пал от пули Леонида Николаева. Отсюда Жданов проводил великую чистку 1934 - 1938 годов и не сдавал немцам заполненный сотнями тысяч трупов блокадный город (потом его отравили на валдайской даче). Тут Попков и Кузнецов восстанавливали Ленинград и проводили в жизнь постановления о Зощенко и Ахматовой, пока сами не стали жертвами "Ленинградского дела".

Страшный Адрианов, бесцветный Спиридонов, вздорный Толстиков, вечно злой Романов, вальяжный Зайков, представительный Соловьев, бессмысленный Гидаспов, харизматический Собчак, сливающийся с городским пейзажем скромно-хозяйственный Владимир Яковлев - никто на этом месте не обрел лавров. Правда, после Попкова уже не расстреливали.


  • Материалы за этот период