Argenberg.com™

Новое

Все материалы

Фотографии

Март, 2008

Экспрессирующий объект

Высокие деревья

Небоскребы

Облака на экваторе

Сингапур

Переживание божественности

Предельное переживание

На поверхности Титана

Последняя истина

На поверхности Марса

По китайски

Обречен быть свободным

Вьетнамский Крым

Я навсегда останусь таким

Старик и море

Все вещи содержатся в нем

30 марта, 2008

Экспрессирующий объект

Смотрите как все вокруг экспрессирует, как все вокруг "выколбашивает" - сколько всяких деревьев, растений, насекомых, птиц, животных, сколько всяких климатических явлений, облаков. Пустыни, океаны, горы, степи...

А как человека "выколбашивает", особенно последние 100 лет - это же просто ужас какой-то - сколько он всего понасоздавал, даже на Луну высадился.

А что во вселенной и других галактиках творится? Даже представить невозможно, что там может происходить...

Надо понять что в природе разделенности нет, и это все проявление одной и той-же творческой экспрессии.

Скажем так - от грубых вибраций сингулярности к более тонким вибрациям остывания. Может быть стокилограммовый мозг какого-нибудь сверхпросветленного гения создаст новую вселенную в своих сверхсовершенных вибрациях где-нибудь на окраинах почти остывшей вселенной через 100 миллиардов лет. Что-нибудь прорезанирует там в пространстве-времени - и пиздец - новая сингулярность.

Какой смысл просто так проживать свою жизнь когда вокруг все так экспрессирует? Надо что-то создавать - но создавать только по вдохновению.

Вселенная - единый экспрессирующий объект. Иллюзорная трансформация реальности в себе.

Если вам ничего не хочется создавать, то вы находитесь в моде бытия - в моде обратного (к смерти) движения - в моде реальности - это еще более глубокое состояние чем творчество и экспрессия. Потому что это состояние - состояние подготовки к творчеству.

Но только это должен быть настоящий покой - тотальный. Надо вообще переживать тотально любое текущее состояние.

И вот из этого тотального покоя и рождается самая лучшая и самая глубокая экспрессия - обратным движением - движением к жизни - к творчеству.

А если нет ни покоя, ни творчества - это самое непродуктивное состояние - зависание между жизнью и смертью - надо дать себе или умереть или жить.

Что происходит, когда наступает смерть?

Когда наступает смерть, исчезает все кроме бесконечного числа возможностей продолжения. Это и есть свобода. Или реальность. Самая глубокая одномоментная экспрессия происходит в момент смерти.

29 марта, 2008

Высокие деревья

Говорят, что здесь, в центре западной Малайзии, на четырех градусах северной широты, растет самый старый на планете лес. Он старше джунглей Конго и Амазонки. Говорят, ему 130 миллионов лет.

Климат здесь выражено тропический (500 км от экватора) - почти весь год идут дожди - три месяца в году ливневыми потопами - и лес из-за этого называется "дождевым" (rain-forest).

Тут есть деревья со средней высотой 50-60 метров. А некоторые из них достигают высоты 80 метров - их верхушки хорошо видно над лесной кроной. Уходит такой ствол на 80 метров вверх - а дальше там наверху завершается кроной-верхушкой загадочно-витиеватой формы юрского периода. Только представьте - 80 метров - это высота тридцатиэтажного дома.

Похожая растительность есть на Koh Tarutao в Таиланде недалеко отсюда - явно выраженный лес допотопного периода. Очень высокий. Больше таких мест нет нигде. Только в долине реки Амазонки должно быть нечто подобное, но все равно другое...

25 марта, 2008

Небоскребы

На подступах

Я приехал из пустыни в этот крупный городок. Очень трудно разобраться где тут запад, где восток. Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой, то мне страшно, то мне грустно, то теряю свой покой.

Для вашей безопасности

Даже если вы опытный base-jumper, для вашей безопасности, пожалуйста, не открывайте окно и не прыгайте с высоты 370 метров. Мы отберем ваш паспорт, посадим в тюрьму на неделю, а после депортируем из страны и никогда не пустим обратно.

Ответ

Ответ будет таким:

What we're dealing with here is a total lack of respect for the law.
I'm the law and you can't beat the law.
...Fuck 'em and their law.
Crack down at sundown.

24 марта, 2008

Облака на экваторе

Облака как мишки игрушечные, плотные как поп-корн. Висят и никуда не двигаются.

21 марта, 2008

Сингапур

A future product containing no natural ingredients

1 градус северной широты. 130 километров до экватора.

© 1993 U96.

18 марта, 2008

Переживание божественности

В Бога не надо верить. Его надо переживать. Богу не надо служить. Им надо быть.

Можно спросить у христианских миссионеров: "Каков ваш личный опыт?" У них нет никакого личного опыта. Все, что у них есть, - это ученые степени, полученные в теологических школах. Кто-то является доктором богословия. Поскольку он написал диссертацию, он стал доктором богословия, - а он ничего не знает о божественности, он никогда не испытывал ничего такого, что можно назвать божественным.

И эти люди говорят о Боге. За всю его жизнь у него не было ни единого момента, когда он соприкасался с запредельным; у него не было на это времени - он читал книги и писал свою диссертацию. Он имел дело со словами, а не с переживаниями.

Кому нужны все эти теологи? Им надо самим на крестах висеть, а не вешать себе крестики на шеи. Что они знают о реальном? Что они переживали в своей жизни? Насколько осознанно они готовы встретить свою смерть, и вообще они что-нибудь знают о своей смерти, кроме того что они прочитали в книгах? Что они знают о своей смерти, чтобы иметь право говорить о вечной жизни?

Почему у них на шеях висят золотые кресты на золотых цепях? Ведь, насколько я понимаю, если они верят в Иисуса, они должны висеть на крестах, - а не кресты на них, на золотых цепях?

Быть буддой - это красота. Быть буддистом - это глупость. Будда не был буддистом - он никогда не слышал этого слова. Никто не называл его буддистом.

Иисус никогда не был христианином, он был просто евреем, самым натуральным эго-центричным евреем-нонкомформистом, за что его и распяли. Поэтому с определенностью можно сказать одно: ни один христианин, который остается христианином, не может обрести то переживание, которое обрел Иисус. Если какой-то христианин хочет пережить то, что пережил Иисус, то первым делом он должен избавиться от христианства и стать евреем - ведь Иисус не был христианином.

Не знаю, мне сейчас подумалось, я хочу трахнуть Мадонну на ее хрустально-бриллиантовом кресте. Этого я еще не испытывал - это должно быть запредельно.

16 марта, 2008

Предельное переживание

Еще о негативном подходе в буддизме:


Полнота и ничто, являются просто двумя названиями одной и той же вещи, рассматриваемой из двух различных перспектив.

Если вы смотрите на полноту из мира страданий, тревог, тьмы и смерти, тогда это ничто - ибо все эти вещи отсутствуют. В этом больше нет вашего так называемого мира и его переживаний.

Но если вы смотрите на то, что осталось, или на то, что открылось вследствие отсутствия страдания и тьмы, тогда вы полны блаженства, полны света, огромного присутствия. Это полнота.

Это пустота мира и полнота Бога, это пустота всех ваших ложных представлений и полнота вашей сущностной реальности.

Эти два слова - "пустота" и "полнота" - не противоречат друг другу; они указывают на одно и то же переживание из двух различных перспектив.

Важно понять, что есть только один человек, Гаутама Будда, который для обозначения предельного переживания использовал слова "пустота", "ничто". Все другие мистики мира для обозначения абсолютного переживания использовали слова "полнота", "целостность".

Почему же Гаутаме Будде пришлось выбрать негативный термин?

Понимание этого имеет большое значение - для вашего собственного духовного роста, а не для каких-то философских обоснований. Я говорю не ради философских обоснований. Я говорю только тогда, когда я вижу, что есть некая экзистенциальная уместность этого.

Идея полноты, идея Бога, идея совершенства, идея абсолютного, предельного - все это позитивные термины. И Гаутама Будда был удивлен, увидев хитрость человеческого ума.

Блаженные мистики использовали позитивные термины просто потому, что таково было их переживание. К чему беспокоиться о страдании, которого больше нет? Почему бы, не сказать что-то о том, что есть сейчас? Блаженные мистики говорили из своей "естьности". Но на протяжении столетий хитрые умы людей во всем мире пользуются этим в своих интересах.

Для хитрого ума идея полноты и позитивные термины, означающие ее, стали путешествием эго: "Я должен стать Богом; я должен достичь абсолюта, брахмана; я должен добиться окончательного освобождения". "Я" стало центром всех наших утверждений.

И беда в том, что нельзя делать предельное переживание целью для эго.

Эго - барьер, оно не может стать мостом.

Итак, все позитивные термины стали использоваться неправильно. Вместо того чтобы уничтожить эго, они стали украшениями для эго. Бог стал целью, вы должны достичь цели. Вы становитесь больше Бога.

Запомните, цель не может быть больше вас. Достигаемое не может быть больше достигающего. Это очень простой факт, который надо понять.

И все религии потерпели неудачу из-за простодушия мистиков.

Гаутама Будда был самым культурным, самым образованным, самым утонченным человеком из всех, кто когда-либо становился мистиком. Во всей истории человечества его не с кем сравнить. Он смог увидеть, что простодушные мистики, сами того не желая, дали возможность хитрым умам обратить позитивные термины себе на пользу. Он решил не пользоваться позитивными терминами для обозначения конечной цели, чтобы уничтожить ваше эго и любую возможность для вашего эго использовать их в своих интересах.

Для обозначения предельного он пользовался словами "ничто", "пустота", "шуньята", "нуль". Ну как может эго сделать нуль целью? Бога можно сделать целью, но не нуль.

Кто хочет стать нулем? Ведь это страшно. Каждый избегает всех возможностей стать нулем, а Будда сделал нуль обозначением предельного.

Нирвана - вот его слово.

Он выбрал потрясающе прекрасное слово, но он вызвал шок у всех мыслителей и философов, выбрав слово нирвана в качестве самого значительного выражения для предельного переживания.

Нирвана означает задувание свечи.

Другие мистики говорили, что вас наполняет ярчайший свет, как будто внутри вас внезапно взошли тысячи солнц одновременно, как будто все небо, полное звезд, снизошло в ваше сердце.

Эти идеи привлекательны для эго.

Эго хотело бы иметь все звезды, если не внутри груди, то, по крайней мере, на груди, висящими на мундире. "Ярчайший свет"... эго отнюдь не против.

Чтобы подрубить самые корни, Будда говорит, что предельное переживание подобно задуванию свечи. Было маленькое пламя свечи, дававшее слабый свет, - даже оно исчезло, и вы окружены абсолютной тьмой, ужасной тьмой бездны.

Люди приходили и говорили ему: "Если ты будешь продолжать учить таким вещам, никто не последует за тобой. Кому нужна тьма, ужасная тьма? Ты сошел с ума. Ты говоришь, что предельное переживание - это окончательная смерть. Люди хотят вечной жизни, а ты говоришь об абсолютной смерти".

Но он был очень последовательным человеком, и вы можете видеть, что на протяжении сорока двух лет он колотил молотом по гению Востока и никогда не шел на компромисс с эго.

Он тоже знает, что то, что он называет тьмой, - это слишком много света; вот почему это выглядит как тьма.

Потребуется долгое время для того, чтобы вы привыкли, чтобы ваши глаза стали достаточно сильными и смогли увидеть, как мало-помалу тьма превращается в свет, смерть превращается в жизнь, пустота превращается в полноту.

Но он никогда не говорил об этих вещах. Он никогда не говорил, что когда-нибудь тьма превратится в свет.

И он никогда не говорил, что смерть в какой-то последующей точке станет воскрешением, ибо он знал, каким хитрым является ваше эго. Если сообщить об этом, то эго скажет: "Тогда нет никаких проблем. Наша цель остается той же самой, просто нам придется пройти через небольшую темную ночь души. Но, в конце концов, мы познаем великий свет, тысячи солнц".

Гаутаме Будде пришлось отрицать существование Бога - не потому, что он был против Бога; такой человек, как Гаутама Будда, не может быть против Бога. И если Гаутама Будда против Бога, тогда кому бы то ни было бесполезно быть за Бога. Его решение является определяющим для всего человечества, он представляет саму нашу душу. Но он не был против Бога. Он был против вашего эго, и он постоянно внимательно следил за тем, чтобы не дать вашему эго никакой опоры. Если Бог может стать опорой для эго, тогда никакого Бога нет.

Одна вещь становится очень ясной: хотя он впервые в истории пользовался только негативными терминами, все же этот человек обладал потрясающими харизмическими качествами. Он оказал воздействие на миллионы людей.

Его философия такова, что любой, кто послушает ее, перепугается. Какой смысл во всей этой медитации и во всем этом аскетизме, зачем отрекаться от мира, принимать пищу один раз в день? Ведь, в конце концов, вашим достижением будет ничто, вы становитесь нулем! Нам и так хорошо - пусть мы несчастные нули, но мы, по крайней мере, существуем.

Разумеется, когда вы оказываетесь совершенным нулем, не может быть никаких страданий, ведь нули не страдают - но в чем выгода?

Но он убеждал людей - и не своей философией, а своей индивидуальностью, своим присутствием. Он давал людям само переживание, так что они могли понять: это пустота для мира, это пустота для эго. И это полнота для бытия.

Есть много причин исчезновения учения Будды из Индии, но это одна из самых важных. Все другие индийские мистики, философы и провидцы пользовались позитивными терминами.

И еще за столетия до Будды вся Индия привыкла к мышлению в позитивных терминах, негативный подход был чем-то неслыханным. Под влиянием Гаутамы Будды люди последовали за ним, но когда он умер, его последователей стало становиться все меньше и меньше - ибо его последователи не были интеллектуально убежденными, их убеждало его присутствие.

По глазам Гаутамы Будды они могли видеть: "Этот человек - если он живет в ничто, тогда нечего бояться, мы с удовольствием превратимся в ничто. Так вот куда приводит становление нулем; если при превращении в ничто расцветают в глазах такие лотосы и изливается такая красота, тогда мы готовы идти с этим человеком. Этот человек обладает некой магией".

Но одна только его философия не будит вас, ибо она непривлекательная для вашего эго.

И буддизм выжил в Китае, на Цейлоне, в Бирме, в Японии, в Индокитае, в Индонезии - во всей Азии, за исключением Индии, - потому что буддисты, которые проникли туда, отказались от негативных терминов. Они начали говорить в позитивных терминах. Тогда вернулись старые термины: "предельное", "абсолют", "совершенство". Это был компромисс.

Поэтому я считаю, что буддизм умер вместе с Гаутамой Буддой.

То, что сейчас существует как буддизм, не имеет никакого отношения к Будде, ибо они отказались от его основного вклада, а этим вкладом был негативный подход.

© 1986 Osho Rajneesh Chandra Mohan Jain.

12 марта, 2008

На поверхности Титана

На поверхности Титана туман. Прямая видимость 600 метров.

History of tectonics

Ha Long Bay is a UNESCO World Heritage site located in Vietnam. The bay features thousands of limestone karsts and isles in various sizes and shapes. The bay consists of a dense cluster of 1,969 limestone monolithic islands, each topped with thick jungle vegetation, which rise spectacularly from the ocean. Several of the islands are hollow, with enormous caves.

Scientists say that Halong bay has experienced at least 500 million years in the various geological states of orogeny, marine transgression and marine regression. During the Ordovician and Silurian periods (500-410 million years ago), Halong bay was deep sea. During the Carboniferous and Permian periods (340-250 million years ago), Halong Bay was at shallow sea level.

10 марта, 2008

Последняя истина

Один молодой человек, изучавший дзэн в дзэндо (школе дзэн) в Ростове-на-Дону, совершил непростительную ошибку - прочел "Процесс" Франца Кафки. Этот зловещий роман, в сочетании с дзэн-тренировкой, оказался ему не по зубам. Юношу потрясла, интеллектуально и эмоционально, странная притча о Двери Закона, которая у Кафки появляется ближе к концу повествования. Притча Кафки так взволновала, что он не мог больше медитировать, потерял самообладание и надолго отвлекся от изучения сутр.

В несколько сжатом пересказе, притча Кафки выглядит так:

Некий человек приходит к Двери Закона и просит разрешения войти. Страж не дает ему пройти через дверь, но говорит, что если этот человек будет ждать неопределенно долго, то, может быть, когда-нибудь в будущем, он получит разрешение. Человек ждет и ждет; он стареет; он пытается подкупить стражника. Тот берет деньги, но по-прежнему не пропускает его через дверь. Человек продает все свое имущество, чтобы предложить еще большую взятку. Страж принимает ее, но все-таки не дает человеку прохода. Принимая каждую новую взятку, страж всегда объясняет: "Я делаю это только для того, чтобы ты не терял всей надежды".

В конце концов человек становится совсем старым и больным и знает, что он скоро умрет. В свои последние минуты он, набравшись сил, задает вопрос, который мучил его годами. "Мне сказали, - говорит он стражнику, - что Закон существует для всех. Почему же тогда так случилось, что все эти годы, пока я здесь сижу и жду, никто больше не пришел к Двери Закона?" "Эта дверь, - отвечает страж, - была создана только для тебя. А сейчас я закрою ее навсегда". Он захлопывает дверь, и человек умирает.

Чем больше этот человек ломал себе голову над этой аллегорией, или шуткой, или загадкой, тем яснее ему становилось, что он никогда не поймет дзэн, если сначала не поймет эту странную сказку. Если дверь существовала только для этого человека, почему ему нельзя было войти? Если хозяева выставили стражника, чтобы не пропускать человека, то почему они при этом оставили дверь искушающе приоткрытой? Почему стражник закрыл дверь, когда человек стал уже слишком стар, чтобы попытаться прорваться в нее силой?

Или, возможно, дверь - это Бог, как утверждают некоторые комментаторы? Тогда что Кафка имел в виду? Пародирует ли он религию или иносказательно восхищается ее божественной Тайной? А этот страж, который брал взятки, но ничего не дал взамен, кроме пустых надежд, - что символизирует он: человеческий разум, который всегда услаждается тенями в отсутствие подлинных Последних Ответов?

Или, может быть, дверь - это стимул, призывающий искать и никогда не останавливаться, даже если и ищущий в конце концов обнаружит что за дверью ничего нет? Или дверь - это граница между жизнью и смертью?

В конце концов, близкий к нервному срыву от огромной умственной усталости, этот человек пришел к своему роси (учителю дзэн) и рассказал ему историю о человеке, который томился ожиданием у Двери Закона - двери, которая существовала только для него, но в которую ему не разрешалось войти и которая была закрыта, когда ему уже не дала бы войти смерть. "Пожалуйста, - умолял он, - объясните мне эту Темную Притчу".

"Я объясню ее, - сказал роси, - если ты пройдешь за мной в зал для медитаций".

Он последовал за учителем к двери медитационного зала. Когда они пришли, учитель быстро прошел в зал, повернулся и захлопнул дверь перед самым лицом юноши.

В этот момент юноша пережил Пробуждение.

09 марта, 2008

На поверхности Марса

На поверхности Марса погода умеренная. Температура окружающей атмосферы 18 градусов, влажность 80%, туман, прямая видимость 900 метров. Новостей никаких нет.

Fair, +18C (feels like +16C)
Wind: 11 km/h, direction NNE
Pressure: 1028.1 mb, steady
Humidity: 81%, Dew point: +16C
Visibility: 1.0 km, UV-index: 0, Low

07 марта, 2008

По китайски

05 марта, 2008

Обречен быть свободным

Мое сознание и моя воля - это острие реальности - мое тело и сознание - это форма ее существования, поэтому любые мои желания и побуждения идущие изнутри - божественны. В этом смысле человеческое сознание обладает беспредельной свободой. Если бы были какие-то внешние ориентиры и какой-то навязанный смысл, не было бы свободы. Главный смысл - в отсутствии всяких смыслов - и это самый высокий смысл - свобода от всякой обусловленности.

Я волен конструировать всевозможные смыслы и придавать различным вещам различные смыслы в различное время, и в этом есть огромный смысл.

Будучи частью одного монолитного объекта под названием вселенная, мое тело и сознание построены по тем же законам - по законам абсолютной свободы. Нет никакого управления "свыше", потому что это тело и сознание - интегральная часть этого "выше" - плывет в одном и том же материале и актуализирует (анимирует) один и тот же процесс.

Искать управление у абстрактного "свыше" не надо - там его нет. Настоящее "выше" находится внутри - прямо здесь и сейчас - оттуда все развивается и туда уходит. Это не абстрактное, а настоящее "выше". Это не абстрактный, а настоящий Бог. Подобно тому как вселенная возмутилась (или ре-инфляционировала) из точки (или из зародыша допланковских измерений), подобно тому и Бог находится внутри - в глубине вашего сознания - и все управление происходит и взрывается изнутри - как галактики образовались из начального безразмерного возмущения, так и ваше сознание развилось из ничего - из пустоты - которая вами управляет.

Не ждите никакого проведения снаружи - и никаких чудес - его и их там нет. Само ваше существование - это чудо и ваше проведение. Вашу жизнь ведете вы - изнутри - и это и есть проведение Бога. Просто дайте ему экспрессировать себя через ваше тело и сознание - будьте совершенным инструментом.

Это тело и сознание абсолютно свободны во всем, потому что они божественны, и созданы по образу и подобию.

Если бы вы только знали насколько сложным и совершенным созданием является ваше тело - сложнее и непостижимее в миллионы раз всего что создал человеческий разум за все время!

Это значит что у разума есть еще большой потенциал к развитию.

Поэтому надо правильно понимать слова "You are my shepherd and I am your lamb". Их надо понимать обратно. I am the shepherd and the world is my lamb. Не только это тело управляется мною по законам абсолютной свободы, но и все вокруг.

Нет никаких отдельных жизней и тел - на определенном уровне погружения в себя разделенность исчезает и все становится одним экспрессирующим объектом.

За вашим телом и сознанием стоит интеллект гораздо более высокого порядка, чем ваше сознание может себе даже представить. Даже обычная иммунная система и механизмы ее функционирования при подробном изучении оказывается на порядки сложнее и комплекснее всего, что создал человеческий ум за все время его существования.

И все же этот экспрессирующий интеллект создал ваше сознание по образу и подобию себя - абсолютно свободным. Вы даже свободны считать себя не свободными. Это тоже ваш выбор. Так делает большинство людей и это нормально, потому что всегда нужно много тел для поддержки идей тех, кто осознает свою свободу и не перекладывает ответственности на других.

Человек настолько свободен, что он даже свободен считать себя несвободным.

Это мой мир и я несу за него полную ответственность, и я волен с ним делать все, что я захочу, потому что я свободен, и этот мир - я.

Есть по крайней мере одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является эта вечная и безвременная, фундаментальная реальность.

05 марта, 2008

Вьетнамский Крым

04 марта, 2008

Я навсегда останусь таким

После моего просветления ровно тысячу триста пятнадцать дней я пытался хранить молчание - насколько это было возможно в тех условиях. В силу некоторых причин я должен был говорить, но разговор мой был телеграфным. Моя мать очень сердилась на меня. Она так сильно любила меня, что имела на это все права. Когда она посылала меня в путешествия, то взяла с меня обещание, что я буду писать ей, по крайней мере, одно письмо каждую неделю.

И когда я замолчал, я написал ей последнее письмо, в котором сказал: "Я счастлив, невыразимо счастлив, предельно счастлив, и из самой глубины моего существа я знаю, что навсегда останусь таким, как сейчас, буду ли я пребывать в теле или нет. В этом блаженстве есть нечто от вечности. Поэтому теперь каждую неделю, если вы настаиваете, я буду писать одно и то же снова и снова. Это не будет выглядеть нормальным, но я обещал, и поэтому каждую неделю буду опускать в ящик открытку с надписью "ditto" (то же самое). Пожалуйста, простите меня, а когда получите письмо с надписью "ditto", перечитайте это письмо снова".

04 марта, 2008

Старик и море

Старик уже не мог припомнить, когда он впервые стал разговаривать сам с собою вслух. Прежде, оставшись один, он пел; он пел иногда и ночью, стоя на вахте, когда ходил на больших парусниках или охотился за черепахами. Наверно, он стал разговаривать вслух, когда от него ушел мальчик и он остался совсем один. Теперь он уже не помнил. Но ведь и рыбача с мальчиком, они разговаривали только тогда, когда это было необходимо. Разговаривали ночью или во время вынужденного безделья в непогоду. В море не принято разговаривать без особой нужды. Старик сам считал, что это дурно, и уважал обычай. А вот теперь он по многу раз повторял свои мысли вслух - ведь они никому не могли быть в тягость.

Старик рыбачил один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы. Первые сорок дней с ним был мальчик. Но день за днем не приносил улова, и родители сказали мальчику, что старик теперь уже явно "самый что ни на есть невезучий", и велели ходить в море на другой лодке, которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую же неделю. Мальчику тяжело было смотреть, как старик каждый день возвращается ни с чем, и он выходил на берег, чтобы помочь ему отнести домой снасти или багор, гарпун и обернутый вокруг мачты парус. Парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый, напоминал знамя наголову разбитого полка.

Уснул он быстро, и ему снилась Африка его юности, длинные золотистые ее берега и белые отмели - такие белые, что глазам больно, - высокие утесы и громадные бурые горы. Каждую ночь он теперь вновь приставал к этим берегам, слышал во сне, как ревет прибой, и видел, как несет на сушу лодки туземцев. Во сне он снова вдыхал запах смолы и пакли, который шел от палубы, вдыхал запах Африки, принесенный с берега утренним ветром. Ему теперь уже больше не снились ни бури, ни женщины, ни великие события, ни огромные рыбы, ни драки, ни состязания в силе, ни жена. Ему снились только далекие страны и львята, выходящие на берег.

Облака над землей возвышались теперь, как горная гряда, а берег казался длинной зеленой полоской, позади которой вырисовывались серо-голубые холмы. Вода стала белой, почти фиолетовой. Когда старик глядел в воду, он видел красноватые переливы планктона в темной глубине и причудливый отсвет солнечных лучей. Он следил за тем, прямо ли уходят в воду его лески, и радовался, что кругом столько планктона, потому что это сулило рыбу. Причудливое отражение лучей в воде теперь, когда солнце поднялось выше, означало хорошую погоду, так же как и форма облаков, висевших над землей.

01 марта, 2008

Все вещи содержатся в нем

На одном дыхании:

Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью.

Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка.

В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель.

Я люблю тех, кто не умеет жить иначе, как чтобы погибнуть, ибо идут они по мосту.

Я люблю великих ненавистников, ибо они великие почитатели и стрелы тоски по другому берегу.

Я люблю тех, кто не ищет за звездами основания, чтобы погибнуть и сделаться жертвою - а приносит себя в жертву земле, чтобы земля некогда стала землею сверхчеловека.

Я люблю того, кто живет для познания и кто хочет познавать для того, чтобы когда-нибудь жил сверхчеловек. Ибо так хочет он своей гибели.

Я люблю того, кто трудится и изобретает, чтобы построить жилище для сверхчеловека и приготовить к приходу его землю, животных и растения: ибо так хочет он своей гибели.

Я люблю того, кто любит свою добродетель: ибо добродетель есть воля к гибели и стрела тоски.

Я люблю того, кто не бережет для себя ни капли духа, но хочет всецело быть духом своей добродетели: ибо так, подобно духу, проходит он по мосту.

Я люблю того, кто из своей добродетели делает свое тяготение и свою напасть: ибо так хочет он ради своей добродетели еще жить и не жить более.

Я люблю того, кто не хочет иметь слишком много добродетелей. Одна добродетель есть больше добродетель, чем две, ибо она в большей мере есть тот узел, на котором держится напасть.

Я люблю того, чья душа расточается, кто не хочет благодарности и не воздает ее: ибо он постоянно дарит и не хочет беречь себя.

Я люблю того, кто стыдится, когда игральная кость выпадает ему на счастье, и кто тогда спрашивает: неужели я игрок-обманщик? - ибо он хочет гибели.

Я люблю того, кто бросает золотые слова впереди своих дел и исполняет всегда еще больше, чем обещает: ибо он хочет своей гибели.

Я люблю того, кто оправдывает людей будущего и искупляет людей прошлого: ибо он хочет гибели от людей настоящего.

Я люблю того, кто карает своего Бога, так как он любит своего Бога: ибо он должен погибнуть от гнева своего Бога.

Я люблю того, чья душа глубока даже в ранах и кто может погибнуть при малейшем испытании: так охотно идет он по мосту.

Я люблю того, чья душа переполнена, так что он забывает самого себя, и все вещи содержатся в нем: так становятся все вещи его гибелью.

Я люблю того, кто свободен духом и свободен сердцем: так голова его есть только утроба сердца его, а сердце его влечет его к гибели.

Я люблю всех тех, кто являются тяжелыми каплями, падающими одна за другой из темной тучи, нависшей над человеком: молния приближается, возвещают они и гибнут, как провозвестники.

Смотрите, я провозвестник молнии и тяжелая капля из тучи; но эта молния называется сверхчеловек.

© 1883 Фридрих Ницше.


  • Все материалы