Argenberg.com™

02 июня, 2008

Чувство собственной важности

Эго

Чувство собственной важности - оно же называется гордостью, чувством собственного достоинства - характеристика развитой личности. Личность (она же чувство собственной важности, она же эго) формируется на основе личной истории на стыке индивидуальности и социума, и требует постоянной подпитки со стороны носителя. Созданный (и создаваемый) человеком образ себя требует постоянного подтверждения идеи, что он не "образ" какой-то там, не "представление о себе", а самая что ни на есть "моя сущность", причем сущность, удовлетворяющая желаемым качествам, к тому же еще и уникальная, а посему очень важная и ценная.

Происхождение

В общем-то чувство собственной важности это как бы слепок с общелюдского антропоцентризма - приятие постулата о собственной важности, и постоянное доказывание этой важности себе и другим. Также, как антропоцентризм в человеческой деятельности хорошо замаскирован, так и чувство собственной важности становится неотъемлемой чертой человека, действующей подобно самостоятельному механизму, работа которого практически полностью скрыта от человеческого сознания.

Всякий раз, когда отдается очередная порция сил на укрепление чувства собственной важности, человек искренне считает, что вовсе не ради себя - любимого он постарался. Перевел старушку через дорогу - вроде бы думает, что помог старушке, а в действительности подтвердил своему чувству собственной важности идею, что он добрый и заботливый. Повальная часть человеческих действий оказывается мотивированной лишь одним - подкреплением идеи о собственной важности, нужности, полезности и хорошести.

Самоадаптация в целях выживания

Чувство собственной важности - весьма коварная вещь, оно умеет успешно маскироваться под "благие намерения", под "действия в результате необходимости", под "заботу о ближнем", под "моральные принципы" - подо что угодно, поэтому задача выслеживания своего чувства собственной важности весьма непроста. Впору тут ставить знак "Не влезай - убьет!", потому что неаккуратное расковыривание своего чувства собственной важности вполне может привести к тому, что оно нанесет ответный удар и укрепится. Когда оно "чувствует" угрозу своему дальнейшему существованию, оно готово унести с собой в могилу и то существо, на котором успешно паразитирует. Выглядеть это может так, что "утрачиваются (почему-то) все идеалы (хотя утрачивается лишь чувство собственной важности одно), жизнь становится бессмысленной (потому что чувство собственной важности не придумывает обоснований для нее), и впору готовить веревку".

Другое коварство чувства собственной важности заключается в том, что даже саму "разборку чувства собственной важности" оно способно превратить в средство своего укрепления - мол "Как я крут! Как успешно я препарирую свое чувство собственной важности!", и это расковыривание превращается в мазохистское самобичевание, "умерщвление плоти", игру в аскетизм, благолепие и высокодуховность. Пример такой выходки чувства собственной важности - периодически возникающие "спасатели человечества", которые искренне (!) "не корысти ради, а волею" тра-ля-ля, забыв себя, все отдают на благо человечества (незаметно для себя любуясь своей этой ролью, которая проливает бальзам на чувство собственной важности).

Слабая сторона

Короче, чувство собственной важности - вещь мощная, но есть у нее одна слабая сторона - эта собственная важность находит свое подтверждение лишь в социальном окружении, ибо только оно способно изобразить "реальные доказательства" важности. Снискать признание - у кого? У социального окружения, вестимо. Это может быть и просто жена, это может быть "коллектив единомышленников", "круг друзей", это может быть и весь народ. Убедишь жену или подругу, что ты такой-то сякой-то - и сам будешь вынужден в это поверить. Вот этого и добивается чувство собственной важности - признания твоей важности, что и докажет важность собственную. Без социального окружения механизм чувства собственной важности не может эффективно работать, что было замечено, почему и практиковалось отшельничество, схима, уходы в пустыни.

Саморефлексия - последний оплот

Однако отсутствующее социальное окружение может быть заменено - или саморефлексией, или "искусственной средой" как у Робинзона Крузо. В чем "героизм" данного путешественника? В том, что он сохранился как личность, и "остался человеком". То есть его чувство собственной важности выжило в необычных условиях, где он в качестве социального окружения использовал попугаев, коз, дикаря и прочую живность, взял на себя очередную социальную роль, в общем-то соответствующую его представлениям о себе.

Био-машины и их импринты

Такая вот сильная личность (чувство собственной важности) в почете у людей, так как именно она служит основным средством навязывания всего положенного набора программ каждому конкретному человеку - "ты считаешь себя пионером (специалистом, нужным, уважаемым человеком)? - вот тебе набор правил, им и следуй!" Человек желает соответствовать, и охотно начинает доказывать себе и другим важность себя "как пионера", "как специалиста", "как мастера" и так далее, тратя на это все свои силы, а потом раз! - пришла она с косой, и показала реальность во всей ее красе - не было важности, придумана была она.

Иллюзия нужности - самый последний оплот

И тут, для самоуспокоения, для оправдания своего существования (что делает людскую жизнь более "комфортной" эмоционально), создается легенда о нужности. Мол "Ленин умер - а дело живет", что плоды трудов жизни моей будут нужны последующим поколениям. По правде говоря, плоды эти просто "могут пригодиться" кому-то и для чего-то, а не прям-таки нужны. Вынашивание этой идеи весьма приятно для чувства собственной важности - создается видимость эдакой отрешенности, есть повод в очередной раз полюбоваться собой и в очередной раз погрузиться в иллюзии.

Как спится?


  • Материалы за этот период