Argenberg.com™

08 августа, 2008

Жизнь по правилам

Есть люди, которые все делают правильно. Значит, на свете есть "правильная жизнь", то есть жизнь по правилам, которые кем-то когда-то для кого-то изобретены.

Жизнь, подчиненная правилу, регламенту, ритуалу, внешнему сценарию, чрезвычайно удобна - не нужно строить планы и думать о своих перспективах или сомневаться. Человек избавлен от бремени выбора: в каждой ситуации он знает, как поступать, а если не знает, то ему подскажут знающие и авторитетные люди. Жизнь разделяется на "регламентированную" и "нерегламентированную" составляющие, причем последняя занимает все меньшую и меньшую долю. Существование человека максимально упрощается, поскольку требуется немного, а именно - знать о существовании правил, заучить правила и безукоризненно их исполнять.

Чтобы жить по правилам, нужно стать членом группы людей, для которых эти правила написаны. Во-первых, новорожденный, помимо своих желаний, является членом семьи, будущим гражданином государства, одним из представителей человеческого сообщества в целом. Во-вторых, повзрослевший человек может стать членом группы, вступить в политическую партию, пойти на работу в корпорацию, стать мафиози или же военнослужащим. Он будет подчиняться правилам той группы, членом которой себя считает сам и считают окружающие люди.

Правил много, но упорядочивают жизнь лишь некоторые из них, а именно - ритуалы, обряды, традиции поведения, а особенно - культуральные модели жизненного пути. Эти правила не писаны, но известны всем. Незнание ритуала не освобождает ни от участия в нем, ни от наказания за уклонение.

Итак, для начала о ритуалах и сценариях надо знать и надо научиться их выполнять.

Система обрядов характерна для так называемых традиционных обществ, в которых система отношений и статус в ней личности людей регулировалась сословной принадлежностью от рождения, а внуки повторяли жизненный путь дедов. Обряды регулярно повторялись, и обязательная повторяемость, воспроизводимость обряда подчеркивала стабильность и неизменность судьбы человека.

Обряды сопровождали человека всю жизнь: запреты регулировали поведение беременных женщин; рождение с помощью бабки-повитухи сопровождалось рядом рациональных и магических актов. Купание младенца, пеленание, кормление - все сопровождается обрядовыми действиями.

Обряд и ритуал организует "жизнь внешнюю" и совершенно не касается "жизни внутренней". Для ритуала "жизнь внутренняя" просто не существует, в худшем случае ее наличие мешает ровному и гладкому течению дел.

Вы можете испытывать горе из-за смерти вашего коллеги, едва сдерживая слезы или рыдания (как получится) на похоронах, можете быть равнодушным или испытывать явное или тайное злорадство - в конечном счете нужно вести себя как подобает; нести венок, со скорбным лицом стоять у края могилы, поднимать стаканы с водкой или бокалы с вином на поминках и утешать родственников. То, что считается социальным лицемерием, не имеет никакого отношения к личностным качествам участников церемонии. Она должна происходить так, как положено. За соблюдением правил следят авторитетные и компетентные лица и органы.

Ритуалом является любой общественный праздник: от дневных хождений по улицам до вечерних попоек. В ритуале форма "создает" содержание, жизнь превращается в имитацию жизни.

Общество держится на этике, законах или на произволе (в том числе - указах), армия - на уставах, семья - на семейных традициях. Благополучные семьи, по мнению социальных психологов, - это те, где существуют семейные традиции и совместно отмечаются праздники. Но любой обряд, ритуал, традиция стремится поглотить и преобразовать в себя живую ткань бытия. Как вместо растений и животных мы находим при раскопках их окаменелости, так по истечении какого-то времени на месте человеческой деятельности и творчества, возникают обряды и ритуалы.

Ритуал и обряд это слепок когда-то живого человеческого взаимодействия.

Основа любого правила и ритуала - традиция и прошлое. То или иное правило должно соблюдаться лишь потому, что оно соблюдалось раньше, а в перспективе прошлого - всегда и якобы всеми. Другого обоснования у ритуала нет. В отличие от закона, который был разработан группой законотворцев и принят коллективом законодателей, у ритуала и обряда нет автора, но каждый - их адресат.

Помимо ситуационных ритуалов существуют и долговременные ритуалы - традиционные сценарии жизни, которые написаны за нас, до нас, но для нас. В отличие от событийных ритуалов, они охватывают порядок и особенности событий во времени: от года до десятилетий и жизни в целом.

Рождение, младенчество, ясли, детский сад, школа, окончание школы, поступление на учебу в вуз, в техникум, служба (для здоровых молодых людей, кто не сумел "закосить"), работа, женитьба или замужество, рождение детей, свадьбы детей, карьера, пенсия, похороны - таков нехитрый сценарий жизни человека. Сценарий мог разнообразиться импровизациями и случайностями, болезнями, разводами, поездками за границу, конфликтами на производстве и выигрышами в лотерею, но это лишь детали.

Это время не было исключительным. В ранний период средневековой Руси многие люди, потерявшие экономическую свободу, связывали свое будущее, цель жизни с выходом "на волю". Другие, смирившись со своей холопской судьбой, надеялись сделать карьеру при барском дворе без выхода "на волю". Немало людей мечтало о жизненной карьере через удачную, выгодную женитьбу, брак по расчету. Были и другие возможности изменить традиционный жизненный путь (например, уход в монастырь). На человека обрушивались непредвиденные несчастья: пожар, болезнь, неурожай, набег, война. Они тоже могли резко изменить судьбу личности.

Однако эти исключительные варианты только подтверждают стабильность, устойчивость, повторяемость жизненного пути для подавляющего большинства членов сословия, класса. В силу традиционности социальные статусы, которые предстояло освоить, были ясны для каждой личности и воспринимались ею как само собой разумеющееся явление.

Жизнь по правилам, по заранее написанному сценарию возможна при отсутствии внешних процессов, разрушающих традицию и традиционную жизнь: катастрофы, войны внешние и гражданские, революции, социальные реформы меняют закрепленные в культуре сценарии жизни. Кроме того, сам человек, живущий по сценарию, не должен прибегать к попыткам этот сценарий изменить и сделать выбор. Никакой ответственности за изменение своей судьбы человек, живущий по правилам, не несет.

Жизнь по плану проходит как череда возрастов, вхождений в социальные роли и получения социальных статусов, освоения этих ролей, "выхода" из них.

В нетрадиционном, либеральном обществе личностный выбор является основой существования человека. Но все ли к нему способны, и все ли желают нести бремя личностного выбора и ответственность за него? Традиционный сценарий жизни может быть навязан - человеку просто некуда деться. В случае отказа выполнять правила он будет выброшен за пределы сообщества и как следствие обречен.

Другой вариант, когда человек сам выбирает для себя "жизнь по сценарию", "правильную жизнь". Он совершает лишь один тяжелый выбор в течение жизни и тем самым избавляется от необходимости принимать жизненно важные, "событийные" решения. Этот момент "бифуркации" может случиться в любой период жизни, но чаще всего он происходит в юности, в момент, когда человек закончил "жизнь-подготовку к жизни" и начал "подлинную жизнь".

Какие психологические преимущества получает человек, вступив на путь "жизни по правилам"? Точное соблюдение инструкции избавляет от необходимости думать. В конце концов 80 или 99% всех наших личных проблем уже встречались в жизненном опыте других людей и могут быть решены стандартными средствами.

Так же наша судьба: в этом мире жили миллиарды людей. Они учились, играли, работали, влюблялись и воевали, рожали детей и убивали, снимали фильмы и брали взятки - их жизненный опыт воплотился в ситуативных правилах социального поведения и в правилах жизни. Другое дело, что молодой человек общается с ограниченным кругом взрослых людей, и как правило эта выборка очень однородна по социальной принадлежности и личному опыту.

Поэтому и выбор у него (нее) весьма небогат. Дело не в спектре интересов и личностных предпочтений, а в разнообразии возможностей. Поэтому легче всего - "сдаться" и принять самый традиционный вариант за благо. Принятие "жизни по правилам" сулит одобрение окружающих, понимание (и помощь, что немаловажно!) родителей и гарантирует небольшой, но успех. Точнее успех в этом случае является функцией времени жизни. Вместо ежедневного жизненного риска и "выходов в открытое окно" - существование обывателя. Но кто сказал, что жизнь обывателя - это плохо?

Выбравший "жизнь по правилам" избавил себя от тревог за будущее как результат своих поступков и вообще от чувства неопределенности. Все его заботы и тревоги связаны с внешними событиями, которые могут вторгнуться в его жизнь и жизнь его близких. Ему меньше всего нужны социальные и житейские перемены и изменения места работы, переезды в другие города и эмиграция в другие страны. Он не сторонник смены политических режимов и законов, если эта смена не связана с "органическим" изменением традиций и движением времени. Правила надо менять, но так, как ремонтируют старые здания или квартиры, как модернизируют производство, выпуская вместо старой модели новую лучшую модель автомобиля.

Отсутствие обусловленных "внутренними причинами" тревог и страхов - не такой уж малый выигрыш. Культ безопасности создан людьми, живущими по правилам. Железные двери и сейфовые замки не защищают на самом деле их жилье, но создают иллюзию защищенности. Страховые полисы не предохраняют от болезней, травм и пожаров, но их наличие компенсирует страх перед внезапными бедами. Потери и беды также являются событиями ритуальной жизни: дети болеют, а родители умирают, машины попадают в аварии, а воры крадут кошельки, но все эти события не выходят за пределы событий жизни среднего "нормального" человека.

Возможно, женщины, ввиду их консерватизма более склонны к "жизни-ритуалу", нежели мужчины с их авантюрностью и жаждой перемен. Устоявшийся уклад жизни находится "в согласии с природой и людьми", с циклами изменения мира. Традиция опирается на прошлое, переносит прошлое в настоящее и формирует будущее. В будущем не может быть ничего, чего не было бы в прошлом, а все новое, скорее всего - подозрительное и плохое. Человек становится средством переноса опыта прошлого через настоящее - в будущее и теряет свою индивидуальность и уникальность. Однако многие готовы потерять непохожесть на других "своего Я" ради единства с массой и сопричастности массовой жизни людей. С любовью описываемый Львом Толстым муравейник - модель их жизни. Человек, "живущий по правилам" функционален: он должен быть хорошим работником, мужем и отцом, законопослушным гражданином - и он будет им.

Ощущение душевного комфорта и сознание не зря прожитой жизни - лучший подарок под старость. Если существуют правила, то всегда есть те, кто правила нарушает. Сочиняющие правила и требующие соблюдения правил от других сами не склонны им следовать.

Погруженность во "внешнюю жизнь" - необходимое условие существования в соответствии с ритуалом, ведь он регламентирует человеческие действия и общение, но не переживания, мысли, чувства, эмоции. Можно упорядочить выражение эмоций и потребовать, чтобы на свадьбе веселились, а на похоронах горевали, но нельзя заставить испытывать горе или радость. Человек, выбравший "жизнь по правилам", должен и мыслить и чувствовать по правилам, то есть лишается автономии и оригинальности собственной душевной жизни. Он переживает только "традиционные" мысли и испытывает лишь "традиционные" чувства, точнее - "правильные".

Происходит роботизация человека, он превращается в исполнителя предписания и инструкций. Многим известна поговорка советских времен: "Талантливых уважают, исполнительных любят". Но компенсирует ли любовь начальства отсутствие внешней и внутренней свободы? Покупка надежности существования за скуку - не каждому по душе такая сделка.

Неисчислимы психологические проблемы людей, "живущих по правилам". Постоянный пресс контроля за своим поведением, мыслями и чувствами может в душе каждого раздавить творческое начало. Все множество психологических защит, описанных Анной Фрейд, проявляется у обывателя. Подсознательные влечения вытесняются, сублимируются, отрицаются и т.д., и т.п. Лишь бы сохранился душевный комфорт и непротиворечивость сознания. Но психологические защитные механизмы могут не выдержать давления запретных, "неправильных" мыслей, фантазий, чувств, и тогда плотина рушится под их напором, а клиника неврозов пополняется еще одним пациентом.

Вообще, люди, "живущие по правилам", - главная потенциальная клиентура психотерапевтов, психоаналитиков, экстрасенсов, колдунов и народных целителей.

Порой кажется, что именно для описания их личности 3. Фрейд создал классический психоанализ.

Можно сказать и так: ортодоксальный психоанализ является теорией личности, адекватной для объяснения поведения людей, выбравших "жизнь по правилам". Сверхконтроль со стороны внутренних запретов над неправильным (а все естественное - "неправильно"!) течением душевной жизни порождает постоянное внутреннее напряжение и конфликт.

Чтобы подчиняться начальству, надо самому хотеть стать начальником, а для этого нужно его искренне любить. Чтобы подчиняться правилам, надо искренне любить жизнь по правилам и иного варианта жизни не представлять.

Происходит обеднение духовного мира и воображения: многообразный спектр жизненных возможностей схлопывается в линию - отрезок размером в жизнь, напоминающую железную дорогу Москва - Санкт-Петербург, абсолютно прямую (по решению Николая I), изъезженную миллионами людей, с неизбежными станциями "Тверь", "Бологое" и вокзалами-тупиками на концах отрезка. Офицеры всех армий, функционеры всех партий, работники государственных организаций и чиновники всех правительств - люди, "живущие по правилам".

Человека, выбравшего "жизнь по правилам", следовало бы назвать "нормативной личностью". Как это ни парадоксально, такой вариант поведения совершенно не рассматривается в западных и российских учебниках и монографиях по социальной психологии, хотя психологические процессы, регулирующие его, не менее интересны и своеобразны, чем механизмы конформного или творческого поведения. Следовать ритуалу, правилу, выполнять инструкцию - достаточно сложная психологическая жизненная задача.

Жизнь превращается в обузу, в вечное обязательство не понятно перед кем. И возникает раздвоение жизни или по вертикали или по горизонтали.

Разделение по вертикали происходит тогда, когда человек начинает вести двойную жизнь: внутреннюю жизнь для себя и внешнюю жизнь для других. Остается лишь жить будущим и надеяться на другую, лучшую долю. Отсюда прямой путь в мир грез и фантазий, в "жизнь-сон". Классическим способом ухода являлось русское пьянство.

Другой вариант - горизонтальное расщепление жизни. Человек может вступить на путь тайной внешней жизни: примерный семьянин заводит любовницу, а чаще - вторую семью (он же привык "жить по правилам"); исполнительный и ответственный чиновник становится членом сомнительного клуба, а крупный бизнесмен по примеру Саввы Морозова начинает давать деньги террористической организации.

Наиболее безобидный вариант организации "параллельной жизни" - это хобби. Дачники разводят гладиолусы и тюльпаны, в крайнем случае выращивают огурцы и помидоры, не для продажи и не для еды, а для души. Рыбалка и охота захватывают весь, так называемый, досуг, который распространяется и на рабочее время.

Байдарочники и альпинисты, бегуны трусцой и байкеры - люди, для которых хобби является отдушиной, способом вырваться из тисков правил. Но здесь мы вторгаемся в пределы другого варианта жизни - "жизни-времяпрепровождения".

"Жизнь по правилам" - это жизнь большинства. Это наиболее древняя и наиболее устойчивая форма бытия людей. И всегда большинство будет выбирать этот вариант, поскольку именно он гарантирует долгую и "правильную" жизнь.

Цивилизованный мир (или, если угодно, - "так называемый цивилизованный мир") пережив кризис конца 60 - начала 70 годов XX века вернулся к идеалу "жизни по правилам". Ценности личного здоровья, воспитания и образования детей стоят на первом месте. Выбор стиля жизни определяется безопасностью и удобством. Семья нужна для воспитания детей, и поэтому главное - выбрать хорошую школу, где они будут учиться. Жилье выбирается в безопасном районе и как можно ближе к школе. Работа выбирается, чтобы можно было обеспечить обучение детей. Место работы должно быть недалеко от дома. Здоровый образ жизни - главное условие процветания семьи и долголетия. Семья является высшей ценностью, она - основной способ организации человеческой жизни. Все остальные жизненные ценности подчинены ей. Важны карьера и деньги, занятия спортом и отдых, но они подчинены условиям процветания семьи, а не наоборот.

Идеал "правильной жизни" обеспечивает стабильность общества и процветание обывателя. Риск новаций и целедостижений берут на себя творцы и "люди действия".

© 2000 Владимир Дружинин.

Правильные люди - поставщик эволюционного биоматериала.


  • Материалы за этот период