Argenberg.com™

14 октября, 2005

О судьбе России

Вот что написал великий русский философ, Иван Ильин, находясь за границей, еще 50 лет назад. Прошло 50 лет (а может больше), и новая Россия, о которой говорил Ильин, начинает постепенно прорисовываться. Мы наконец обретаем ее, поднятую с колен. Большая заслуга в этом - нашего президента В. В. Путина - но эстафетную палочку должно подхватить общество. Не даром так много говорится о национальной (объединяющей) идее.

Путин сам часто цитирует Ильина, ну а самого Путина по значимости для России многие умные люди, включая меня, а также историки, уже сейчас сравнивают с такими великими для России деятелями, как Петр Первый или Столыпин. Такое ощущение, что строительство новой России проходило на идеологическом фундаменте статей Ильина о новой России, того как он ее видел.

России нужен новый русский человек, с обновленным религиозным, познавательным, нравственным, художественным, гражданским, собственническим и хозяйственным укладом. Этот уклад мы должны прежде всего воспитать и укрепить в себе самих. Ибо только после этого и вследствие этого мы сможем передать его нашему даровитому, доброму и благородному народу, который доселе пребывает во многой беспомощности и нуждается в верной, сильной, ведущей идее.

России нужен новый русский человек: проверенный огнями соблазна и суда, очищенный от слабостей, заблуждений и уродливостей прошлого и строящий себя по-новому, из нового духа, ради новых великих целей. В этом главное.

Делая это, мы строим новую Россию. Ибо слепо и кощунственно думать, будто Россия "погибла"; пусть верят в это иностранцы, враждебные ей, и предатели, помышляющие о ее расчленении. Да, Россия первою пошла на суд; первая вступила в полосу огня, первая противостала соблазну, первая утратила свое былое обличие, чтобы выстрадать себе новое. Первая, но не последняя. И другие страны уже охвачены тем же пожаром. Каждая по-своему.

Прежней России не будет. Будет новая Россия. По-прежнему Россия; но не прежняя, рухнувшая; а новая, обновленная, для которой опасности не будут опасны и катастрофы не будут страшны.

И вот наше положительное задание - обновить в себе дух, утвердить свою русскость на новых, национально-исторически древних, но по содержанию и по творческому заряду обновленных основах. И вот к ней мы должны готовиться; и ее мы должны готовить, ковать в себе самих, во всех нас новый русский дух, по-прежнему русский, но не прежний русский (т. е. больной, не укорененный, слабый, апатичный, растерянный). И в этом главное.

Когда мы думаем о грядущей России, то мы должны быть свободны, совершенно свободны от боязни кому-то не угодить и от кого-то получить "осуждение", будь-то западноевропейцы или свои... Мы повинны Богу и России правдой, а если она кому-нибудь не нравится, то тем хуже для него.

Этот дух не впервые зародился в России. Ибо это есть дух православной государственности, ведшей всех сильных и доблестных борцов за Россию. Из древности назовем Владимира Мономаха, Даниила Галицкого и Александра Невского. Из смутного времени Михаила Скопина-Шуйского, бесстрашных письмоносцев Патриарха Гермогена - Родиона Мосеева и Романа Пахомова и, конечно, Минина и Пожарского.

Помыслим о Петре Великом и его достойных сподвижниках; помыслим о Суворове и о всех русских солдатах и офицерах, верных его духу; почтим севастопольцев во главе с Корниловым и Нахимовым; и мысленно склоним наши головы пред всеми героями-патриотами России, павшими в Первой мировой войне и во Второй мировой.

Им - вечная память. От них и через них наша традиция и их дух жил во всех честных и самоотверженных русских людях, образованных и необразованных, военных и штатских, во всех терпеливых стоятелях и верных строителях нашей истории. Их духу принадлежит и будущее России.


  • Материалы за этот период