Argenberg.com™

04 апреля, 2007

Тарковский о смысле жизни

В беседах и интервью Тарковский подчеркивал, что нормальный человек должен вновь и вновь ставить перед собой вопрос о том, зачем он живет, безжалостно вопрошать себя об этом. Сам он однажды на такой лобовой вопрос ответил, как мы помним: "Мы живем для того, чтобы сражаться и выиграть эту битву с самими собой..."

"Жизнь, конечно же, вообще не имеет никакого смысла, ибо, имей она этот смысл, человек был бы не свободным..."

Объектив Тарковского в таинственных замедлениях схватывает "второе" измерение вещества жизни, что и делает нас причастными к некоему "смыслу", который не нуждается в дальнейших определениях. Это есть.

В кинокартинах Тарковского совершается истина. Тарковский дает ей явиться у нас на глазах, в полном соответствии с известной формулой "Искусство источает в творении истину сущего". Кинематограф Тарковского фиксирует это несомненно более документированно и приближенно, чем, скажем, живопись с ее временной статичностью.

Кинематограф Тарковского едва ли не вовлекает нас в сам процесс "совершения истины", так что порой мы доходим до иллюзии, что это в нас совершается истина... Но так и есть! И это не иллюзия.

Это не мы смотрим картины Тарковского, а его картины смотрят нас!

"Мне кажется, что человеческое существо создано для того, чтобы жить на пути к истине. Вот почему человек творит. В какой-то мере человек творит на пути к истине. Это его способ существовать, и вопрос о творчестве ("для кого люди творят? почему они творят?") суть вопрос безответный..."

"...Кроме художественного произведения, человечество не выдумало ничего бескорыстного. Смысл человеческого существования, возможно, состоит именно в создании произведения искусства, в художественном акте, бесцельном и бескорыстном. Возможно, в нем как раз проявляется то, что мы созданы по подобию Бога" - один из финальных аккордов размышлений Тарковского, оставляющий, впрочем, надежду только художникам.

Смысл жизни - в творчестве, в создании нового, пусть даже это просто твоя жизнь. Ведь жизнь - это тоже творение.

Герои Тарковского только потому и не смешны и не наивны в своих прыжках к предельному в себе, к пределу самих себя, что по самой своей природной закваске, по своему генетическому ритму они слышат и видят нечто.

Очевидно о чем молчание и благоговение камеры Тарковского: восхищенный "страх и трепет" перед Тем, во что мы втянуты как созерцающее и соприсутствующее.

А раз мы часть этого - то смысл есть в каждой секунде нашего существования, в нашем рождении и самое главное - в нашей смерти. Смысл необсуждаемый - смысл абсолютный и смысл по определению.

И одна из главных характеристик этого смысла, делающих этот смысл особенно осмысленным - то что этот смысл, как таковой, отсутствует.


  • Материалы за этот период