Argenberg.com™

01 сентября, 2008

Фундаментальная тревога смерти

Если традиционная психология есть психология человека детерминированного, то экзистенциальная - психология человека недетерминированного.

Милан Кундера в своей "Невыносимой легкости бытия" дал рассуждение о том, что представляет собой "кич" и "кичевое" сознание. Это такая картина мира, по словам Кундеры, из которой исключено наличие отрицательного. Все дискомфортное, все, что нарушает гладкое гармоничное мироощущение, просто объявляется несуществующим. Это и есть кичевое сознание.

Иллюзия... Нельзя бежать от фундаментальной тревоги. Но когда существование становится невыносимо легким, эта глубинная тревога в образовавшейся пустоте проступает особенно явным образом.

Страх - это ожидание чего-то определенного, тревога - неопределенного, но ситуативного, "одноразового", а экзистенциальная тревога - постоянное присутствие в жизни чего-то тревожного и непредвиденного. Если страх и тревогу могут испытывать и животные, то экзистенциальная тревога присуща только человеку.

Кьеркегор был первым, кто обратил внимание на эту форму экзистенциальной тревоги, которая присуща только человеку и входит в число необходимых, неизбежных условий человеческого существования. Кьеркегор говорит, что способность быть самим собой зависит от способности встретиться со своей тревогой и двигаться вперед, несмотря на тревогу.

Это такая размытая, неопределенная и неустранимая, фундаментальная тревога. Она, видимо, напрямую связана со смертью, однако может "цепляться", сублимироваться и проявляться в других страхах. Может даже это вообще фундаментальная тревога - компонент существования, непривязанная ни к чему.

Экзистенциальная тревога - это экзистенциальное осознание своего небытия, осознание возможности и неустранимости смерти. Идея смерти не передается через знания. Смерть у каждого своя. Не существует смерти общей как общей категории. Каждый человек должен сам проникнуться ощущением своей личной смертности. То, что имеется в виду под экзистенциальным осознанием - это и есть индивидуальное переживание собственной конечности, тревога, свойственная человеку как человеку. Тревога и осознание - связанные между собой вещи. Не осознавать всегда проще и легче.

У страха есть конкретный объект, с этим объектом можно как-то встретиться, проанализировать его, побороться с ним, вытерпеть его, как-то к нему отнестись. Со страхом жить легче, если знаешь, чего бояться. Гораздо хуже, когда не знаешь, чего боишься. Классическая методика Франкла учит, как бороться со страхом, с фобией. Надо идти навстречу предмету своего страха, надо стараться усилить свой страх произвольно, стараться бояться.

Но с экзистенциальной тревогой этот метод не проходит, потому что нет объекта, которому надо идти навстречу, кроме бытия в целом. Превращение тревоги в страх, неважно перед чем, помогает избавиться от этого ужаса. Можно понять секрет популярности всевозможных триллеров, "ужастиков", новостей о катастрофах и террактах, которые людям в больших количествах скармливают, и которые они в больших количествах потребляют. Они порождают конкретные страхи, которые замещают место размытой, экзистенциальной, неустранимой тревоги собственной смерти, и становится легче.

Тревога судьбы и смерти, тревога пустоты, скуки, и вакуума, тревога отсутствия смысла. Все это - формы экзистенциальной тревоги, потому что они присущи существованию как таковому. Они неустранимы. Жизнь включает в себя страх и ужас в качестве элементов жизненного процесса.

Если человек стремится полностью избежать тревоги, это ведет к избеганию жизни вообще.

Близкое знакомство с этой тревогой позволяет человеку двигаться сквозь конечное, преодолевать все мелкие препятствия и свободно выходить в бесконечное. Сталкиваясь с тревогой, человек учится внутренней вере и подлинной уверенности. Иначе, как сталкиваясь с тревогой своей смерти, этому научиться нельзя. Только таким способом человек достигает зрелости.

Мэй приводит экспериментальные данные о том, что более высокий уровень осознания тревожности сопутствует более высокому интеллектуальному потенциалу. Никакая творческая деятельность невозможна без разрыва ожиданий и реальности, поэтому способность ощущать этот разрыв - условие одновременно и тревоги, и творчества.

Страх, беспокойство, состояние дискомфорта, не привязанное к какой-то определенной причине... Фундаментальная тревога перед реальностью - перед смертью, перед небытием.


  • Материалы за этот период