Argenberg.com™

20 сентября, 2008

Продукция альтернатив

Надо запомнить самое главное:

Шизофренизация сознания начинается с его тенденций к поиску смыслов.

Эпилептоид не умеет видеть альтернативных вариантов. Те программы, которые ему даны параноиками, он принимает и потом становится закрыт к идеям со стороны. И параноика характеризует та же узость, но уже по отношению к втемяшившейся ему собственной мысли. Гипертим в этом отношении более свободен, он может принять альтернативы, но они у него заимствованные.

А шизоид сам порождает все альтернативы. У шизоида в ходе его размышлений появляется много различных вариантов. Он их не отбрасывает, а развивает. Если что-то противоречит его первоначальной мысли, он скорее заинтересуется этим противоречием, чем защитой первоначальной мысли. При этом ни гипертим, ни шизоид не мучаются в выборе той или иной альтернативы. Мучится психастеноид, если видит множество вариантов и не знает, какой предпочесть, а, остановившись на каком-то, все равно сомневается, правильно ли сделан выбор.

Если у параноида в ходу софизмы (осознанные мыслительные подтасовки), то у шизоида - скорее паралогизмы (неосознанные подтасовки). Или даже нет, это больше похоже на любование противоречием: с одной стороны - с другой стороны...

У шизоида процесс мышления свободный: он творит непринужденно, как поет, бессистемно, как бы парит в мире абстракций. Человеку с шизоидным складом ума нравится больше сам процесс мышления, чем его результат (парноиду важен результат, а не процесс). Если вдруг возникло противоречие между альтернативными вариантами, шизоид с интересом разрабатывает противоречивые идеи, ему любопытны побочные продукты его работы. "Побочные" продукты он не отбрасывает, даже если они противоречат основной идее, ведь именно они могут оказаться более продуктивными в других отношениях. Он развивает их, копается в деталях, зарывается в мелочах - и забывает о цели.

Шизоид разрабатывает свои мысли подробно, в деталях, в отличие от параноида. Но они менее "причесаны", чем у психастеноида, менее систематизированы, зато более богаты и разнообразны.

У шизоида велик разброс в его ассоциативных рядах.

Мышление его похоже на рябь и зыбь. Оно бессистемно. Мышление у шизоида затрагивает абсолютно все. Оно нецеленаправленно. Он глубоко задумывается по поводу всего, что попадает в его поле зрения.

Можно сказать даже, что у шизоида не только поведение не волевое, а полевое, но и мышление. Его мыслительный процесс зависит от того, что попадает в поле внимания.


  • Материалы за этот период