Argenberg.com™

02 декабря, 2008

Бездна небытия

Бездна представляет непосредственное взаимоотношение между сотворенным, и непроявленным, Айн Соф в себе. Кабалистические авторы согласны с тем, что Айн Соф - это не ничто, а скрытая сторона бытия, но поскольку это "непроявленное бытие", то слова "не" и "бытие" объединяются в понятие Бездны.

Первоначальный рывок, в котором воплощается Бог и внутренний свет становится видимым, есть революция перспективы, которая превращает Айн Соф, непередаваемую целостность, в ничто. Именно в этом таинственном "ничто" берут свое начало все стадии проявления Бога в сфирот, это начало кабалисты называют высшей сфирой или "короной Божества". Если говорить иначе, то это Бездна, которая становится видимой в промежутках существования. В каждой трансформации реальности, в каждом изменении формы или в постоянном изменении всякой вещи Бездна Небытия пересекается и на какое-то таинственное мгновение становится видимой.

Бездна разделения может восприниматься не только как разрыв с божественным, но и как достаточно резкий опыт в собственных отношениях с другими людьми и миром. Многое из того, что мы чувствуем в мире и по отношению к другим людям, есть иллюзия, созданная механизмом восприятия. Стоит только увернуться от этой ловушки, как Йесод становится Даат, зияющая Бездна открывается и приходит понимание того, что раньше находилось глубоко в подсознании. Можно взглянуть на близкого друга и увидеть нечто более отдаленное, чужеземное и неизвестное чем, например, поверхность Плутона.

Бездна несуществования есть осознание того, что в любой момент можно "не быть", но это восприятие идет вне рассмотрения или понимания физической смерти. Это несуществование - не какое-либо состояние, а скорее непрерывный процесс, где в каждый момент появляется импульс - притяжение к самоуничтожению на каждом возможном уровне. Чем быстрее движение к корням бытия, тем быстрее приближение небытия.

Даат означает "Знание". В ранней Кабале сфира Даат символизировала союз Мудрости (Хокма) и Понимания (Бина). Книга Притчей является богатым источником материалов, описывающих природу этих трех качеств.

Полученная мудрость не может интегрироваться в целое, если отсутствует способность к пониманию. Когда появляется понимание, тогда приходит истинное знание, которое может передаваться дальше кому-либо как мудрость.

Для ранних кабалистов высшей мудростью была мудрость Бога, как выражено в Торе, и через попытки понять эту мудрость (именно для этого и существовала Каббала) они достигали истинного знания. Знанием Бога являлся союз между высшим и низшим и, возможно, поэтому Даат - это не сфира, т.е. нечто, проявляющееся позитивно.

Точно так же, как и Йесод представляет машину чувственного восприятия, так и Даат может свихнуться и стать Йесод другого уровня восприятия - не чувственного, но крайне отличного, которое действует как "обратная сторона" ума; это - объективное знание, которое называется гнозис.

Бездна и Даат очень гармонируют, потому что Бездна есть предел того, что может быть "познано" под ней, а Даат есть воронка, в которую мы впадаем, когда пытаемся исследовать запредельное. Можно ли выразить природу божественного в человеческих терминах? Нет. В Боге столько же человеческого, сколько в насекомом, в груде камней, в звезде и в пустом пространстве. Так как же мы можем "узнать" что-либо о Боге? Только тогда, когда Даат сойдет и станет Йесод в другом мире.


  • Материалы за этот период