Argenberg.com™

17 апреля, 2006

Истероиды

Люди истерического (истероидного) склада вызывают у меня некоторое внутреннее раздражение. Возможно потому что в моем психопатическом портрете есть капля истероидности, а может, потому что, возможно, шизоидные психопаты по своей природе как-то живо реагируют на истериков.

Оказывается, в моем лексиконе истерики всегда назывались "ненатуральными людьми", а истероидность - "ненатуральностью". Теперь таких людей можно обозначать научно, в соответсвии с общепринятой классификацией, как Ганнушкин обозначил их черты еще в 1933 году. Я читал психологический портрет истериков, и просто умилялся как хорошо знакомы мне эти черты.

Истероидные черты вне всяких акцентуаций встречаются у детей и особенно в подростковом-юношеском возрасте (16-22), во время "брачного периода". Действия истериков часто картинны, эмоции яркие и преувеличенные, но поверхностные. Легко сходятся с людьми, умеют прекрасно подстраиваться и находить общий язык на первых порах. Когда окружающие обнаруживают их негативные черты - легко разрывают связи и уходят искать новые. Тех, от кого ушли, обвиняют в непонимании, несоответствии, в том, что это были неподходяшие люди и т. п. Любят приукрашивать, преувеличивать, короче любым образом представлять себя в выгодном свете.

Обладают специфической памятью - все, что характеризует их в негативном свете забывают напрочь, все, что в выгодном - помнят качественно и преувеличивают. Кроме того, запросто манипулируют событиями в прошлом, переставляя их во времени по собственным потребностям. Врут очень искренне, точнее сами полностью верят в то, что говорят на данный момент, потому им поначалу верят окружающие.

Главными особенностями психики истеричных являются:

  1. стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих, и,
  2. отсутствие объективной правды как по отношению к другим, так и к самому себе (искажение реальных соотношений).

Есть очень короткое и меткое определение той основы, из которой вырастает поведение и характер истеричных, - стремление казаться больше, чем это на самом деле есть. Исходя из этого определения, некоторые предлагали заменить самое название "истеричные" термином "требующие признания". Во внешнем облике большинства представителей группы, объединяемой этими свойствами, особенно обращают на себя внимание ходульность, театральность и лживость.

Им необходимо, чтобы о них говорили, и для достижения этого они не брезгуют никакими средствами. В благоприятной обстановке, если ему представится соответствующая роль, истерик может и на самом деле "отличиться": он может произносить блестящие, зажигающие речи, совершать красивые и не требующие длительного напряжения подвиги, часто увлекая за собой толпу; он способен и к актам подлинного самопожертвования, если только убежден, что им любуются и восторгаются.

Горе истерической личности в том, что у нее обыкновенно не хватает глубины и содержания для того, чтобы на более или менее продолжительное время привлечь к себе достаточное число поклонников. Их эмоциональная жизнь капризно неустойчива, чувства поверхностны, привязанности непрочны и интересы неглубоки; воля их не способна к длительному напряжению во имя целей, не обещающих им немедленных лавр и восхищения со стороны окружающих. Часто это субъекты, не достигшие еще, несмотря иной раз на пожилой возраст, действительно духовной зрелости.

При первом знакомстве многие истерики кажутся обворожительными: они могут быть мягки и вкрадчивы, капризная изменчивость их образа мыслей и настроения производит впечатление подкупающей детски простодушной непосредственности, а отсутствие у них прочных убеждений обусловливает легкую их уступчивость в вопросах принципиальных. Обыкновенно только постепенно вскрываются их отрицательные черты, и прежде всего неестественность и фальшивость. Каждый поступок, каждый жест, каждое движение рассчитаны на зрителя, на эффект; дома в своей семье они держат себя иначе, чем при посторонних; всякий раз, как меняется окружающая обстановка, меняется их нравственный и умственный облик.

Духовная незрелость истерической личности, не давая ей возможности добиться осуществления своих притязаний путем воспитания и развертывания действительно имеющихся у нее способностей, толкает ее на путь неразборчивого использования всех средств воздействия на окружающих людей, лишь бы какой угодно ценой добиться привилегированного положения. Некоторые авторы особенно подчеркивают инфантильное строение эмоциональной жизни истериков, считая его причиной не только крайней поверхностности их эмоций, но и часто недостаточной их выносливости по отношению к травматизирующим переживаниям. Надо только отметить, что и в области реакции на психические травмы нарочитое и выдуманное часто заслоняет у истериков непосредственные следствия душевного потрясения.

В балансе психической жизни людей с истерическим характером внешние впечатления - разумея это слово в самом широком смысле - играют очень большую, быть может первенствующую роль: человек с истерическим складом психики не углублен в свои внутренние переживания (как это делает хотя бы психастеник, и, тем более, шизоид), он ни на одну минуту не забывает происходящего кругом, но его реакция на окружающее является крайне своеобразной и прежде всего избирательной. В то время как одни вещи воспринимаются чрезвычайно отчетливо, чрезвычайно тонко и остро, кроме того фиксируются даже надолго в сознании в виде очень ярких образов и представлений, другие совершенно игнорируются, не оставляя решительно никакого следа в психике и позднее совершенно не вспоминаются.

Внешний, реальный мир для человека с истерической психикой приобретает своеобразные, причудливые очертания; объективный критерий для него утрачен и это часто дает повод окружающим обвинять истеричного в лучшем случае во лжи и притворстве. Границы, которые устанавливаются для человека с нормальной психикой пространством, с одной стороны, и временем, с другой, не существуют для истеричного; он не связан ими. То, что было вчера или нынче, может казаться ему бывшим пять лет назад и наоборот.

И не только относительно внешнего мира осведомлен неправильно истеричный; точно так же осведомлен он относительно всех тех процессов, которые происходят в его собственном организме, в его собственной психике. В то время как одни из его переживаний совершенно ускользают от него самого, другие, напротив, оцениваются чрезвычайно тонко. Благодаря яркости одних образов и представлений и бледности других, человек с истерическим складом психики сплошь и рядом не делает разницы, или, вернее говоря, не в состоянии сделать таковой между фантазией и действительностью, между виденным и только что пришедшим ему в голову, между имевшим место наяву и виденным во сне: некоторые мысленные образы настолько ярки, что превращаются в ощущения, другие же, напротив, только с большим трудом возникают в сознании.

Лица с истерическим характером, так сказать, эмансипируются от фактов. Крайне тонко и остро воспринимая одно, истерик оказывается совершенно нечувствительным к другому; добрый, мягкий, даже любящий в одном случае, он обнаруживает полнейшее равнодушие, крайний эгоизм, а иногда и жестокость - в другом; гордый и высокомерный, он подчас готов на всевозможные унижения; неуступчивый, упрямый вплоть до негативизма, он становится в иных случаях согласным на все, послушным, готовым подчиниться чему угодно; бессильный и слабый, он проявляет энергию, настойчивость, выносливость в том случае, когда это потребуют от него законы, господствующие в его психике.

Эти законы все же существуют, хотя мы их и не знаем, хотя проявления психики истеричных были бы так разнообразны и калейдоскопичны, что было бы правильнее думать не о закономерности явлений, а о полной анархии - броуновском движении психики истерика.

Лучшей профессией для истериков была бы актерская - связанная со сценой, с общением, особенно та, где можно выглядеть "круто".

Слабое звено истеричных: отсутствие внимания со стороны окружающих, разоблачение, высмеивание.

Советы для тех, кто общается с такими людьми: общайтесь с ними доброжелательно, пореже уличайте во лжи (сам передумает). Уделяйте достаточно внимания, выслушивайте рассказы о нем любимом (главное кивать, а думать можно о своем). Если совсем истерит - оставьте без зрителей.

С истериками опасно следующее: доверять безраздельно, задевать самолюбие, относиться равнодушно, а тем более сознательно игнорировать, критиковать его любимого, оставлять без поклонников, выставлять в смешном виде, не давать выделиться, постоянно напрягать, особенно на публике.

Когда нет зрителей перед которыми истерику надо обязательно выглядеть хорошо - истерик вполне подходит для близкого общения. К сожалению, почти все люди вокруг истерика - для него зрители.


  • Материалы за этот период